рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Мвари

Мвари («отец», «породивший»), Mвали, Мнвали, Унвали, Моари, Moали, Mнаpи, в мифологии народов группы шона (междуречье Лимпопо и Замбези) божество, предок-громовник (аналогичен Мулунгу, Калунге). Согласно мифам, Мвари живет на горе предков, в пещере, в месте погребения предков. Мвари — податель дождя (типичная для предков функция), может покарать засухой. Мвари приносят в жертву черный скот (черный — ритуальный цвет дождя). Посредниками между Мвари и людьми являются предки и цари. Он произвел людей на дне озера Дзивоа, затем первые люди породили в подземных водах человечество и растения. Мвари как предок, выступающий в роли культурного героя, сопоставим с другими культурными героями-предками — с Мукуру (у гереро), Моримо (у суто), Ункулункулу (у зулу). Однако он уже в значительной мере обожествлен, стоит в центре организованного культа (что соответствует относительно высокой организации общества у шона, создателей государства Мономотапа). Согласно представлениям шона, земля принадлежит Мвари, а управляет страной от имени Мвари вождь. Первый вождь племени произошел от Мвари По одному из мифов, во главе народа по воле Мвари стал самый добродетельный из его сыновей — Чилуме, он получил от Мвари барабаны предков. Чилуме действует соответственно приказаниям Мвари
Мвари характеризуется иногда и как мифологический трикстер. Согласно одной версии, Мвари (Мнвали) попросил у человека по имени Кхари одеяло. Тот отказал Мвари, но не смог прогнать его из своего дома. Когда же Кхари сжег свою хижину, он услышал голос Мвари с дерева; приказал срубить дерево, голос Мвари раздался с крыши соседнего дома. Затем Мвари «вошел» в одного быка, принадлежащего Кхари, и бык стал разговаривать. Четверо юношей по распоряжению Кхари убили быка, но его мясо не поддавалось жарке. И вдруг они увидели, что мясо, кости и шкура быка поднялись в небо, и услышали, как Мвари, засмеявшись, сказал: «Я получил больше, чем одеяло».

Лит.: Bullock Ch., The Mashona, Cape Town, 1927, Hall R. N. and Neal W. G., The ancient ruins of Rhodesia (Monomotopae imperium), 2 ed., L., 1904, Pettersson O., Chiefs and gods Religious and social elements in the South Eastern Bantu kingship, Lund, 1963, Sicard H. von, Ngoma Lungundu Eine afrikanische Bundeslade, Upsala, 1952.

E. С. Котляр

Оцените эту статью
Sidebar