О

Ойрат-калмыцкая мифология

Ойрат-калмыцкая мифология, система мифологических представлений ойрат-калмыков [калмыков (Калмыцкая АССР, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области) и западных монголов (западная часть МНР) — дербетов, байтов, олетов и др.]. В своей основе Ойрат-калмыцкая мифология является составной частью мифологии монгольских народов, но в Ойрат-калмыцкой мифологии в большей степени, чем в мифологии монголов, сохранились элементы «охотничьей» мифологии; теснее её связь с… читать далее »

Овца

Овца. В разных мифопоэтических системах символические значения Овцы отличаются большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность, пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность, любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» — безынициативность, подражательность, глупость, упрямство, блуждание.В биологическом виде, представленном Овцой, с мифопоэтической точки зрения существенны териоморфные образы, определяемые двумя парами противопоставлений: мужской —… читать далее »

Ой Иясе

Ой Иясе, ой иясе, в мифологиях казанских и западносибирских татар, башкир (цй эйрhй, цй эйяhе) «хозяин» дома, домовой, особая разновидность духов эе. В мифологии башкир и казанских татар Ой Иясе покровительствует семье. Его другое название «хозяин двора»: йорт иясе (тат.), йорт эйрhе (башк.). Часто отождествлялся с абзар иясе. Представлялся в образе старика с длинными волосами,… читать далее »

Отхан-Галахан

Отхан-Галахан («хан огня От-хан»), Отгалахан («хан огня От»), Отхан-Галахан эхе («матушка Отхан-Галахан»), Эл-Галахан эхе («матушка хан огня Эл»), Гал-эхе («матушка-огонь»), От эхе, Од эхе, Ут эхе («матушка От»), Галтенгри («огонь-тенгри»), в мифологии монгольских народов божество огня, персонификация огня, очажного пламени. Предстаёт в мужском и в женском облике. Этимология имени Отхан (от тюркского от, «огонь», и… читать далее »

Осетинская мифология

Осетинская мифология. В формировании Осетинской мифологии участвовали скифо-сармато-аланы и местные племена, создатели кобанской культуры бронзового века Центрального Кавказа. В XII—XIV вв. на мифологические воззрения осетин значительное влияние оказали татаро-монголы. Источники для изучения Осетинской мифологии крайне скудны, главный из них — нартский эпос, который создавался с VIII—VII вв. до н. э. до XIII—XIV вв. н. э…. читать далее »

Орёл

Хотите узнать кто оставил на cолнце следы пальцев? Орёл, орли? ца, символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных — символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира. Типологически наиболее ранний этап культа О. отражён в тех мифологиях, где О. выступает в качестве самостоятельного персонажа (первоначально, вероятно, —… читать далее »

О-ямацуми

О-ямацуми, У-я мбцуми-но ками (др.-япон. о, «большой, великий»: «яма», «гора»; цуми, «душа, дух»; «ками», «бог»; в целом — «бог — дух больших гор», «великий бог — дух гор»), в японской мифологии божество, рождённое Идзанаки и Идзанами. В мифах «Кодзики» и «Нихонги» упоминаются и другие горные божества (напр., вулканические божества, рождённые из крови Кагуцути), но все… читать далее »

Осёл

Осёл. Мифопоэтический образ О. распространён с глубокой древности (в египетских изображениях О. известен уже с 4-го тыс. до н. э.). С одной стороны, О. — священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа и т. п., с другой — символ глупости, невежества, упрямства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном аспекте (реже… читать далее »

О-тоси

О-тоси, О-тоси-но кбми [др.-япон. тоси, «год», «жатва»; о, «великий, большой»; «ками», «бог»; в целом — «бог великой жатвы», «бог великого (урожайного) года»], в японской мифологии божество, рождённое Сусаноо и богиней Каму-о-ити-химэ («божественная дева из Оити»). О-т. — отец 16 детей, среди которых такие божества, как О-куни-митама («бог — священный дух великой страны») и Окицу-химэ («дева… читать далее »

Опьяняющий напиток

Опьяняющий напиток, наркотик, в большинстве религиозно-мифологических и ритуальных традиций важный атрибут мифологических персонажей, средство достижения особого сакрально отмеченного состояния; персонифицированное божество. Характерно, что во множестве традиций обнаруживается тенденция к приготовлению О. н. из какого-то одного определённого вещества (ср. пульке в Мексике из сока алоэ, чича у американских индейцев из маниока у одних племён или из… читать далее »

Sidebar