С

Сюань-у

Сюань-у («тёмная воинственность»), Сюань-у чжэнь-ди, Сюань-у шэн-цзюнь, Бэйц-зи юшэнь чжэньцзюнь, в китайской мифологии повелитель севера. В астрологии С.-у — созвездие из семи звёзд в северной части неба. Первоначально, видимо, С.-у представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света — черепаха, обвитая змеёй (совокупляющаяся с ней) (ср. Бай-ху). Предположительно, этот образ связан с древними натурфилософскими представлениями о… читать далее »

Сырдон

Сырдон, герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы Когда С. подрос, он покинул подводную страну и пришел к нартам. Узрев в нем что-то дьявольское, хитрое, нарты не приняли его в свое общество, и С. поселился под землей в лабиринте. Приходя ежедневно на нартский нихас (место собраний и игр), С. натравливал нартов друг на друга,… читать далее »

Сюллюкюн

Сюллюкюн, в якутской мифологии духи, обитающие в глубине вод. Считалось, что внешне С. похожи на людей, отличаются лишь отсутствием бровей и малым ростом. Они, так же как и люди, живут семьями, разводят скот и т. п. С. появляются на земле (выходя из прорубей) во время святок, ночуют в пустых домах и на кладбищах. Они богаты… читать далее »

Сюгэ тойон

Сюгэ тойон («господин топор»), в якутской мифологии бог грома, относящийся к разряду айы. С. т. преследует злых духов на небе и земле, поражая их молниями. С. т. имеет много эпитетов: «грозный распорядитель», «резвый удалец» и др. Н. А. Алексеев

Сёрден

Сёрден, в мон-кхмерской мифологии культурный герой ма, срэ и других народов на юге Вьетнама. Научившись от солнца, спустившегося на землю, изготовлять топоры, лесные ножи, арбалеты, он передал людям это мастерство. Обучив первое поколение людей, Сёрден поднялся на небо. Он и разместил созвездия так, чтобы по форме их расположения люди умели делать нужные вещи. Плеяды воспринимались,… читать далее »

Сйаваршан

Сйаваршан (авест., «чёрный конь»), Сиявбхш, Сиявэш (поздние формы имени), герой иранского эпоса. Сын Кай Кавуса, юный царевич Сйаваршан был ложно обвинён своей мачехой Судабой, воспылавшей к нему страстью, в покушении на её честь, но опроверг обвинение, пройдя испытание огнём. Сйаваршан уезжает к туранскому царю Франграсйану (Афрасиабу), который сначала ласково встречает его, выдаёт за него замуж… читать далее »

Священный брак

Священный брак, свадьба. В мифологии существует несколько категорий брачных мотивов. Главный брачный миф — это Священный брак (ierуs gamos) земли и неба, начинающий творение мира. Часто этот брак представляется как изначальное существование неразделенного двуполого существа, находящегося в вечном соитии. Иногда дети, зарождающиеся внутри этого существа, стремясь к выходу наружу, разделяют землю и небо, с чего… читать далее »

Святогор

Святогор, в восточнославянской мифологии древний богатырь. В русском былинном эпосе тяжести его не выносит «мать сыра земля», но сам он не может превозмочь тяги земной, заключённой в суме; пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. В. Я. Пропп считал Святогора воплощением первобытной силы (его первая встреча с Ильёй Муромцем, которого Святогор кладёт в карман… читать далее »

Sidebar