Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Главная
Амеша Спента

Амеша Спента

Амеша Спента (авест., "бессмертные святые"), Амшаспбнд (среднеперс.), в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие ("Ясна" 21, 1-2 и 39, 3) - мужского и женского, третьи ("Ясна" 51, 22) только мужского. В период раннего средневековья Амеша Спента. часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из Амеша Спента, склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти Амеша Спента имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а их система в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему семибожного пантеона (см. в ст. Индоевропейская мифология), В состав Амеша Спента Входили: Спента Майнью ("святой дух"), творческая ипостась Ахурамазды; Boxу Мана ("благая мысль"); Аша Вахишта ("истина"); Хшатра Вайрья ("власть", с оттенком значения "царство божие"); Армайти (Арматай, "благочестие"); Аурват (Хаурватат, "целостность", как полнота физического существования, противоположность болезни, смерти, старости); Амертат ("обессмертие").
      До сложения маздеизма, а впоследствии вне её ортодоксальной систематики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Ахурамазды, пребывающей с ним в кровнородственном браке. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы (судя по сообщениям Плутарха, эта дуалистическая оппозиция была известна уже греческому автору 4 в. до н.э. Феопомпу). Амеша Спента считали также покровителями священных стихий и животных: Boxy Мана - покровитель скота, Аша Вахишта - огня, Хшатра Вайрья - металлов, Армайти - земли, Аурват - воды, Амертат - растений. Известен миф о поочерёдном общении Заратуштры с каждым из Амеша Спента в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений Амеша Спента пророку послужили началом утверждению на земле зороастрийской веры. Каждый из Амеша Спента в качестве отличительного символа имел свой цветок, например Boxy Мана - белый или жёлтый жасмин, Армайти - ползучую мускусную розу, Аурват - лилию и т.д. ("Бундахишн" 27, 24).

   Лит.: Geiger В., Die Amesa Spentas, ihr Wesen und ihre ursprungliche Bedeutung, Wien, 1916; Colpe C., Reflections on the history of the Amesa Spanta conceptions. XXIX Congrйs International des orientalistes. Rйsumйs des communications, Nogeut sur Marne, 1973.

Л. А. Лелеков

 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.