Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Главная
Род


Род



Род (др.-рус. родъ, Родъ из общеслав. rodъ, индоевроп. *Hordhu-, родственно хетт. hardu, "потомок", иероглифическ. лувийск. hartu, "потомок"), в славянской мифологии воплощение рода, единства потомков одного предка. Для раннего периода (реконструируемого, в частности, на основании совпадения терминологии восточнославянских и хетто-лувийских мифологических и обрядовых текстов) можно предполагать, что в культе Р. отразился индоевропейский культ Hordhu - рода, собрания потомков. Сопоставление летописных данных со свидетельствами о культе Р. и рожаниц в "поучениях" против язычества показывает, что в 11-12 вв. у восточных славян ещё сохранялось мифологическое осмысление единства княжеского рода как субъекта и объекта права русских князей, территориальной единицы и родовой земли, не подлежащей членению. В древнерусских списках языческих божеств Р. и связывающиеся с ним женские мифологические существа рожаницы обычно следуют непосредственно за главными богами. Им совершали особые жертвоприношения едой (в том числе кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами) и питьём (мёдом). В приготовлении кушаний особую роль в этот период (но возможно, и раньше: ср. характерные упоминания лувийск. hardu- и производных от него слов в текстах обрядов, совершавшихся жрицами) играли женщины. Возможно, что культ Р. длительное время сохранялся и в мужской среде (в том числе в княжеской), тогда как рожаницы стали относиться к многочисленным существам, упоминающимся обычно в форме множественного (собирательного) числа женского рода (ср. берегини, лихорадки и т.п.) и связанным с женской средой (в "поучениях" - "бабы богомерзкие", среди которых сохранялись некоторые языческие культы). Для этого позднего периода "двоеверия" можно предполагать и непосредственную связь культа рожаниц с идеей продолжения рода и судьбой новорождённого, которому роженицы (хорв. роjеницы, словен. rojenice) определяют долю (ср. также образы Суда и судениц).

   Лит.: Веселовский А. Н., Разыскания в области русского духовного стиха, раздел 13 - Судьба-доля в народных представлениях славян, "Сборник отделения русского языка и словесности АН", 1889, т. 46, No 6; Трубачев О. Н., К этимологии некоторых древнейших славянских терминов родства, "Вопросы языкознания", 1967, No 2; Комарович В. Л., Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII вв., в кн.: Труды Отдела Древнерусской литературы, т. 16, М.-Л., I960.

В. В. Иванов,
В. Н. Топоров



 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.