рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Гайомарт

Гайомарт, Гайа Mбртан (авест. «живой смертный»), в иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный, иногда первый праведник, к которому были обращены слова Ахурамазды; Гайомарт заменил в «Младшей Авесте» другого иранского первопредка человечества Йиму. Образ Гайомарта восходит к эпохе индо-иранской общности: аналогичная ему фигура в ведийской мифологииМартанда. Окончательное сложение образа Гайомарта происходило относительно поздно, что видно из «Фарвардин-яшта» (XIII 87), где в рамках единого повествования механически совмещены три родоначальника человечества: Гайомарт, полностью мифологизированный Заратуштра и Йима.
Гайомарт был первой жертвой Ангро-Майнью, создавшего таким образом смерть в мире. Прародителями Гайомарта и, следовательно, всего человечества были небо и земля; позднее, в пехлевийское время, ими считались Ормазд (пехл. наименование Ахурамазды) и богиня земли Спандармат. Спандармат иногда («Яшт» XIX 16) считалась дочерью Ахурамазды, поэтому их союз должен был восприниматься идеальным прототипом священного кровосмесительного бракосочетания в раннезороастрийской традиции. Этот мотив мирообразующего инцеста твёрдо восстанавливается на индоиранском уровне по его многочисленным отражениям в «Ригведе» и «Брахманах» и с большой вероятностью на индоевропейском (см. Индоевропейская мифология), с привлечением древнеславянской мифологии (см. Купала. См. также Каюмарс).

Лит.: Hartman S. S., Gayхmart. Etude sur le syncretisme dans lancien Iran, Uppsala, 1953; Hoffmann K., Martanda und Gayхmart, «Mьnchener Studien fьr Sprachwissenschaft», 1957, H. 11.

Л. А. Лелеков

Оцените эту статью
Sidebar