Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Главная
ЙИМА

ЙИМА 


ЙИМА (авест. Iima), др.-перс. Йбма (Iama), в иранской мифологии первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века. При нём царило бессмертие, не было болезней, старости, смерти, моральных пороков ("Видевдат" II, "Ясна" 9, 1-5). Этимологически его имя толкуется как "близнец", "двойник". Образ восходит к индоиранской (ср. первочеловека Яму в ведийской мифологии) и индоевропейской эпохам (ср. сканд. Имир), к архаическим мифам о братьях-близнецах, сыновьях солнца (см. в ст. Индоевропейская мифология). По некоторым версиям мифа, И. был распилен пополам рукой собственного брата Спитьюры, совращённого злым духом. Отцом И. считался Вивахвант (ср. др.-инд. Вивасвата, отца Ямы), воплощение солнца. Сам И. сохранил черты солярного героя, хотя в "Авесте" он, как правило, смертный, место его действия всегда на земле, в мире людей. Индийские же источники изображают Яму хозяином загробного мира, восседающим в сонме богов и душ праведников. Из западноиранских текстов 5 в. до н.э., найденных в Персеполе, следует, что древнеперсидский Йама по имени и, видимо, по функциям был ближе к индийскому, нежели авестийскому образу, божеством, а не человеком. В индоиранском близнечном мифе первочеловек - брат и супруг женщины-прародительницы (Яма и Ями в "Ригведе", Иима и Иимак в "Бундахишне"). Божественный статус приписан И. в "Абан-яште" (V 25); он помещён на священной горе Хукарья и творит жертвоприношение богине Ардвисуре Анахите ради обретения власти "над богами и людьми". Притязания И. на главенство среди богов - черта архаики индоиранских времён, не сохранившаяся в остальной "Авесте". "Ригведа" (10, 51, 3) приписывает Яме открытие огня на земле, цивилизаторскую миссию. Этот же миф в иранской традиции представлен в жреческом аспекте: И. возжёг в Хорезме первый по сакральности среди других видов огня (см. в ст. Иранская мифология, Атар) священный огонь жречества Атур-Фарнбаг. По одной версии, этот огонь был впоследствии перенесён на запад, по другой - в Кабул ("Бундахишн" 17, 5-6). Между тем в "Видевдате" (II 3 и др.) И. отклонил предложенные ему богом жреческие обязанности, ограничившись, якобы, царскими. Налицо сектантские расхождения в трактовке популярного образа. На общетипологическом уровне И. - действующее лицо в мифе об утрате "золотого века" в результате вселенской катастрофы. На индоиранском уровне он - первопредок и первый смертный, "хозяин двуногих и четвероногих" (ср. " Атхарваведа" 4, 28, 3), упорядочивающий мир (см. Вара). На собственно иранском уровне в ходе формирования зороастрийской ортодоксии изначальная роль И. подверглась значительным преобразованиям: у него отняли индоиранский ореол идеального владыки "золотого века" и гаранта бессмертия. Утрата золотого века была объявлена Заратуштрой следствием гордыни и грехопадения И. Возник квазиисторический миф о том, как от Й. отлетел символ его царственного достоинства, хварно (см. Фарн). Вторая глава "Видевдата" и "Хом-яшт" ("Ясна" 9, 1-11) иносказательно, а "Замьяд-яшт" (XIX) открыто повествуют о передаче хварно Заратуштре. Образ И. - дарователя земных благ и телесного бессмертия - стал противопоставляться пророку - реформатору веры, провозвестнику бессмертия духовного. Стремление ортодоксального жречества опорочить И. и то обстоятельство, что он - единственное лицо архаического индоиранского фольклора, упомянутое в "Гатах" (32, 8), где не нашлось места даже Митре и Ардвисуре Анахите, отчётливо свидетельствуют о первенствующей его роли на дозороастрийском этапе бытования мифологии. В "Младшей Авесте" первопредком изображён Гайомарт. См. также Джамшид.
   Лит.: Christenaen A., Le premier homme et le premier roi dans l'histoire lйgendaire des Iraniens, "Archives d'йtudes orientales", 1917, v. 14; Lentz W., Yima and Khvarenah in the Avestan Gathas, в сб.: A Locust's Leg, L., 1962, c. 131-34.
Л. А. Лелеков




 
 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.