рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Вениамин

Вениамин (евр binejamin, «сын правой стороны», т. е. «счастливый», «удачливый» или «сын юга», т. к. именно юг был для традиционного ближневосточного мышления «правой» стороной), в библейском повествовании один из двенадцати сыновей Иакова, родоначальник одного из «колен Израилевых». Вениамин — последний сын Иакова (заведомо ложное, но распространённое в еврейской литературе от Филона, 1 в. до н. э.-1 в. н. э., и апокрифов толкование понимало само имя «Вениамин» как слегка модифицированное benejamim, «сын дней», т. е. «сын старости»; апокрифическая традиция определяет возраст отца при рождении Вениамина в 100 лет). Мать Вениамина, как и Иосифа, — Рахиль (это определяет особую близость между ними, так что Вениамин не разделяет зависти других, единокровных, но не единоутробных братьев к Иосифу). Рождается он на кочевом пути из Вефиля в Ефрафу — Вифлеем (будущее место рождения Иисуса Христа), причём Рахиль умирает родами: на смертном одре она называет новорожденного Бен-Они («сын муки моей»), но отец даёт ему более «счастливое» имя (Быт. 35, 16-19). Вениамин — предмет особенной заботы отца (посылая других сыновей в Египет, Иаков не решается послать Вениамина: «не случилось бы с ним беды», Быт. 42, 4). Но Вениамин принуждён явиться в Египет по особому требованию Иосифа, который при виде Вениамина, «сына матери своей», не может удержаться от слёз, «потому что воскипела любовь к брату его» (43, 29-30). Затем Вениамин служит орудием испытания, которому Иосиф подвергает братьев; те не покидают Вениамина в (мнимой) опасности порабощения за (мнимую) кражу; открыв себя братьям, Иосиф «пал на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал не шее его» (45, 14). При раздаче подарков Вениамин оказывается одарен Иосифом особенно щедро. Образ Вениамина как младшего дитяти, к которому продолжают относиться отчасти как к ребёнку и тогда, когда он давно стал взрослым, и чувствительная, «слёзная» атмосфера связанных с ним эпизодов контрастируют с благословением, которое дает ему на смертном одре отец. «Вениамин хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (49, 27); но это относится не к личности самого Вениамина, а к последующей истории его племени, которое отличалось особой воинственностью, давало израильскому войску особенно искусных лучников (1 Парал. 7-8 и др.); в лице Саула воин из племени Вениамина стал царём Израиля. Апостол Павел называет себя: «из колена Вениаминова» (Рим. 11, 1). Позднейшие иудейские легенды расцвечивают колоритными деталями рассказ о рождении Вениамина (двенадцатилетнее вымаливание Рахилью ещё одного сына у бога, вскармливание новорождённого сиротки молоком Валлы и т. д.), о его приключениях у Иосифа в Египте и других моментах его жизни.

С. С. Аверинцев

Оцените эту статью
Sidebar