рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Самантабхадра

Самантабхадра (санскр. Samantabhadra, «всецело добрый»), в буддийской мифологии: 1) бодхисатва. Образ и имя Самантабхадра встречаются во многих сутрах махаяны, как, например, в «Суварнапрабхасе», в некоторых текстах цикла «Праджняпарамиты». В «Саддхармапундарике» описывается чудесное явление его перед буддой Шакьямуни, где он обещает защищать учение будды и поддерживать тех, кто следует буддизму. В «Гандавьюха-сутре» главный герой сутры Судхана только от Самантабхадры получает наивысшие поучения. Самантабхадра упоминается в списке восьми главных бодхисатв махаяны. В ваджраяне Самантабхадра считается эманацией будды Вайрочаны. Обычно его изображают сидящим на шестиголовом слоне, число его рук и находящихся в них предметных символов бывает разное, но всегда он держит лотос; 2) будда. Как будда, имеющий своё «поле будды» (Акаништха), Самантабхадра упоминается и в некоторых произведениях махаяны («Махавасту», «Ланкаватара»), но центральное место образ Самантабхадра занимает в мифологии ваджраяны (особенно тибетской школы ньинма), где Самантабхадра выступает в роли ади-будды (его тибетское название Кунтузангпо). Самантабхадра изображают обычно вместе со своей праджней Самантабхадри; он тёмно-синего цвета, сидит в позе медитации, не имеет ни одежды, ни одного предметного символа. Считается, что у Самантабхадры на небе Акаништха побывал мифический основатель школы ньинма Падмасамбхава.

Лит.: Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L., 1976; Tsogyal Y., The life and liberation of Padmasambhava, v. 1-2, Emeryville, 1978.

Л. Э. Мялль

Оцените эту статью
Sidebar