рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Нгаи

Нгаи, Энгби, 1) в мифологии масаев (Кения и Танзания) божество неба, громовник, одновременно выступающий и как племенной бог войны (у него просят удачи в военных походах).
В мифах Нгаи выступает в различных ипостасях: Энгаи-Нарок («Энгаи чёрный») и Энгаи-Наньокье («Энгаи красный»). Энгаи-Нарок — доброе, любящее людей божество, проявляется в синем небе. Его голос — отдалённые раскаты грома. Злое божество Энгаи-Наньокье проявляется в молниях и близких, оглушительных раскатах грома; молнией оно убивает. Ему приносят в жертву чёрную овцу. В некоторых вариантах это не две ипостаси одного и того же божества (которое утром и вечером делается «красным»), а два брата. Энгаи-Наньокье, стремящийся истребить людей, отказывается подчиниться власти Энгаи-Нарока. Согласно другому варианту, Нгаи выступает в трех ипостасях: Нгаи-Наньюги («красный бог») — красный, как утренняя и вечерняя заря; Нгаи-Набор («белый бог») — облачное небо; Нгаи-Нарок («чёрный бог») — безоблачное, синее небо. Молитвы обращают к Нгаи-Нарок. По одной из версий, некогда существовало четыре бога: чёрный добрый бог (собственно обоготворённый предок); белый бог (отдалённое небесное божество); красный злой бог и серый бог. Чёрный бог одиноко жил на снежной вершине, другие боги дали ему в спутники юношу. Когда чёрный бог и юноша взяли в жёны женщин окрестного народа и породили масаев, серый и красный боги, раздосадованные тем, что люди расплодились, наслали засуху. Тогда юноша отправился в небо и, поборов богов, достал там дождь — засуха прекратилась. Юноша считается родоначальником масаев. Позже красный, серый и чёрный боги умерли, остался только белый.
В одном, вероятно, более позднем мифе вместо Нгаи фигурирует Найтеркоб.

Лит.: Hollis A. С., The Masai, Oxf., 1905; Johnston H. H., The Uganda-protectorate, v. 1-2, L., 1902; Merker M., Die Masai, В., 1904.

2) В мифологии бантуязычных народов кикуйю (гикуйю) и камба (Кения), заимствовавших у масаев имя божества, громовник, божество дождя. Дождь, молнии, гром, радуга — проявления Нгаи От него зависят здоровье и жизнь людей и животных. Стихийные бедствия, засухи, эпидемии и т. п. объясняются гневом Нгаи Для его умилостивления совершаются жертвоприношения. Спускаясь на землю, Нгаи останавливается отдохнуть в своих временных жилищах на высоких горах, чаще всего — на горе Кения (на языке кикуйю — Kere-Nyaga, «гора сияния»), которую он сам и создал. Соответственно кикуйю называют его Мвене-Ньяга («сияющий»). Жилища Нгаи находятся также на «горе большого дождя» (на востоке), «горе ясного неба» (на юге), «горе сна или тайного убежища» (на западе).
Нгаи выступает в мифах как культурный герой-демиург. Когда человечество только начало заселять землю, Нгаи призвал Кикуйю и дал ему его долю — страну, где стали жить кикуйю. От Нгаи Кикуйю получил жену Моомби. Нгаи научил Кикуйю, каким образом следует обращаться к нему за помощью. Затем Нгаи послал женихов для девяти дочерей Кикуйю. Образовавшиеся девять семей положили начало девяти главным кланам кикуйю. Они составили одну большую семью; их общее родовое имя было «дети Моомби» (или «племя Моомби»). Нгаи научил людей добывать железо; установил, что кикуйю и камба должны заниматься земледелием, масаи — скотоводством, ндоробо — охотой. Нгаи аналогичен Леза.

Лит.: Cayzac P. P., La religion des Kikuyu (Afrique orientale), «Anthropos», 1910, Bd 5, p. 309-19; Hobley Ch. W., Bantu beliefs and magic, L., 1922; Kenyatta J., Facing mount Kenya. The tribal life of the Gikuyu, N. Y., 1962.

E. С. Котляр

Оцените эту статью
Sidebar