рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Квирин

Квирин (Quirinus), в римской мифологии бог. Этимологию имени Квирина связывали либо с названием сабинского города Куры (Cures), либо с сабинским словом quiris («копьё»). Первоначально Квирин был богом, почитавшимся сабинами на холме Квиринале (см. в ст. Италийская мифология), вошедшим в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царём сабинян Титом Тацием. Согласно исследованиям современных специалистов, в основе имени Квирина (как и в основе термина «курия») слово vir, «муж», «гражданин» (ср. co-viria, «собрание мужей»); Квирин — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов» или просто «квириты». Квирин считался ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетворяет Марса мирного, Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм Квирина внутри городских стен (Serv. Verg. Aen. III 35; VI 859). Видимо, это представление соответствовало взаимосвязи народного ополчения и комиций. Впоследствии Квирин отождествлялся с Ромулом — учредителем важнейших институтов римской гражданской общины; на месте древних комиций была сооружена одна из величайших святынь Рима «гробница Ромула».
Взаимообусловленность долга римлян как воинов и как граждан нашла также отражение в связи Квирина с Янусом, храм которому под именем Януса-Квирина как богу, ведавшему войной и миром, посвятил царь Нума Помпилий (Serv. Verg. Aen. VII 610; Schol. Verg. Aen. VII 607), связь с Янусом, возможно, отражает взаимообусловленность земного (регулировавшегося Квирином) и космического порядка (регулировавшегося Янусом). Фламин Квирина наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов. Фламин Квирина участвовал в культе Робиго — божества, отвращавшего от гибели урожай и другие грозившие гражданской общине бедствия (Ovid. Fast. IV 905; Aul. Gell. IV 6, 12), и в культе Акки Ларентии как благодетельницы римского народа (Aul. Gell. VI 7). В более позднее время культ Квирина, оттеснённый культом Юпитера и Марса, особой роли не играл.

Лит.: Dumйzil О., Jupiter, Mars, Quirinus, P., 1941; Bayet J., Histoire politique et psychologique de la rйligion romaine, 2 йd.. P., 1969.

E. M. Штаерман

Оцените эту статью
Sidebar