рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Индра

Индра (др.-инд. Нndra, корень слова, вероятно, обозначал силу, плодородие), в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов, позднее — локапала (см. Локапалы). Индра — самый популярный мифологический персонаж вед. В «Ригведе» одному ему посвящено около 250 гимнов (больше, чем любому другому божеству). Верховное положение Индры отражено в эпитетах «царь богов» и «царь всей вселенной» (III 46,2; VI 46,6). Помимо этого, у Индры эпитеты: «асура», «царь», «добрый», «властитель», «самодержец», «вседержитель», «щедрый», «даритель», «друг», «пьющий сому», «обладающий ваджрой», «держащий ваджру в руке», «сын силы», «растущий», «усиливающийся», «полководец, сопровождаемый марутами», «стоящий на колеснице», «убийца Вритры» и т. д. Индра поборол богов (IV 30,5), и они его страшатся (V 30,5). Индра воплощает прежде всего воинскую функцию. Он рождён для битв, мужествен, воинствен, победоносен; он — бог битвы, участвует в многочисленных сражениях против демонов или против чуждых ариям племён. Индра сокрушает крепости, разбивает их, захватывает и распределяет трофеи. Число его врагов уже в ведах огромно (среди них Арбуда, Аю, Дану, Даса, дасью, Дрибхика, Кутса, Намучи, Пипру, Шамбара, Шушна и многие другие). Сражающиеся стороны взывают к Индре, прося победы, славы и добычи. Вместе с тем воинские подвиги Индры получают и космогоническое истолкование. Он порождает солнце, небо и зарю, укрепляет солнце и срывает диск солнца, гонит его (глаз Индры — солнце), сражается с демоном Вритрой за солнце, с помощью солнца покоряет враждебные племена; освобождает реки и потоки, которые бегут от него в страхе, пробивает каналы, повелевает потоками; победа над Вритрой приравнивается к победе космического динамического начала над косным хаосом, а результаты победы — к устроению ведийского мира широких пространств. Вместе с тем Индра связан и с плодородием. Индра приносит процветание, урожай, долголетие, мужскую силу, богатства, скот. По отношению к человеку, к ариям в особенности, Индра дружелюбен, щедр и благ, всегда готов прийти на помощь. Неоднократно подчёркивается роль Индры как вдохновителя певцов. В «Ригведе» нередко упоминаются чудесные поступки Индры, в частности его превращения (напр., в муравья, I 51,9 или в конский волос, I 32,12), его многоформенность.
Индра принадлежит к числу наиболее антропоморфных богов древнеиндийского пантеона. Подробно описывается его внешний вид [части тела, лицо (в частности, борода), одежда, голос, рост, возраст], его свойства (гнев, ярость, сверхсила, храбрость, острый ум, искусность, в частности он мудр и всезнающ, он мастер и т. п.), его необычное рождение (мать не хотела производить его на свет) и многие факты его жизни, его родословная. Имя матери Индры в «Ригведе» не называется, в «Атхарваведе» она названа Экаштака и её отождествляют с Ратри («ночью»); в эпосе Индра — сын Адити (седьмой; тогда как в «Ригведе» он назван четвёртым из адитьев). В качестве отца выступает то Дьяус, то Тваштар, то Праджапати (в брахманах Индра нередко младший его сын); иногда же говорится, что боги сами создали Индру. Женой Индры называют то Индрани, то Шачи, то Пауломи (в «Атхарваведе» — Прасаха и Сена). Братом-близнецом Индры был Агни (PB VI 59,2), иногда Пушан — брат Индры (VI 55,5), как и Тваштар. Многочисленными примерами засвидетельствованы связи Индры с другими богами (с некоторыми из них он даже отождествляется, ср. Сурью или Савитара, Парджанью), особенно с Сомой, Агни, марутами, но и с адитьями, Ашвинами, Пушаном, Ушас, Ватой, Ваю, Трита Аптьей и др. По числу связей такого рода и их характеру (конкретность, подробность, многообразие и т. п.) Индра занимает совершенно особое место, по крайней мере в ведийский период. Но и в эпосе Индра обрастает новыми связями.
В послеведийский период значение Индры заметно падает. Существенно меняются некоторые функции Индры В частности, совсем оттесняется космогоническая роль Индры, но усиливается его роль как вождя военной дружины. В эпосе Индра как божество, связанное с дождём и плодородием, предельно сближается с Парджаньей вплоть до отождествления их. Образ Индры используется и в ритуале вызывания дождя (ср. эпизод в «Махабхарате» и «Рамаяне», где по просьбе царя Ломапады подвижник Ришьяшринги добивается, чтобы Индра пролил дождь). Новым по сравнению с ведийским периодом является то, что Индра становится одним из хранителей мира — локапал. Брахма дарует ему власть над востоком; слон Индры Айравата охраняет эту страну света. Индре помогают адитьи, апсары, гандхарвы, сиддхи и т. д. В «Махабхарате» подробно описывается царство Индры, его тысячевратный град Амаравати, дворец, где Индра восседает со своей супругой Шачи. Вместе с тем Индра утрачивает своё всемогущество: он не раз терпит поражение от мудрецов и даже от демонов; его нередко унижают, и почтение к нему вызывает известное сомнение. Уже в «Ригведе» есть некоторые признаки двусмысленности в образе Индры: он убивает своего отца, у его матери сложное отношение к нему; он разбивает повозку Ушас, и она в страхе бежит от него; маруты ропщут на Индру за то, что он съел их жертву.
С Индрой связано наибольшее число мифов. Центральным сюжетом является поединок Индры с демоном Вритрой (PB I 32 след.). Ваджрой, изготовленной Тваштаром, Индра поражает Вритру, по членам Вритры текут воды, которые раньше были скованы. По другим версиям, речь идёт об освобождении не только вод, но и коров, скрытых в пещере. Этот мотив особенно подчёркнут в мифе о демоне Вала: Индра отправляется на поиски коров, находит их запертыми в скале, вступает в бой с демоном, сокрушает его, разбивает скалу и выпускает коров (III 31, 4 — 11; ср. мотив возвращения Индрой богам коров, похищенных демонским племенем пани, с помощью божественной собаки Сарамы и семи ангирасов). Этот миф также нередко интерпретируют в космогоническом плане: здесь же упоминается о том, что в скале Индра нашёл свет, утреннюю зарю, что он разогнал тьму и выпустил воды. В ряде гимнов «Ригведы» содержатся фрагменты мифа о поединке Индры с демоном Шушной — змеёй-пожирательницей, вызывающей засуху. Аналогичные сюжеты связывают в «Ригведе» Индру с Шамбарой, Пипру, Намучи, Эмушей и др. (демон Эмуша в виде вепря похищает у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но в этот момент Индра поражает его стрелой). Можно реконструировать и некоторые другие сюжеты с участием Индры. Среди них — битва 10 царей, окруживших войско царя племени тритсу Судаса, которому пришел на помощь Индре (VII 18); принесение орлом божественного напитка сомы для Индры, благодаря чему он смог победить Вритру (IV 18); сюжет, в котором участвуют Индра, его жена и обезьяна Вришакапи и его жена (X 86), и т. п. В послеведийский период старые мифы претерпевают заметные изменения. Так, в мифе о поединке с Вритрой в эпических версиях устраняется космогонический аспект, сам Индра антропоморфизируется, вводятся новые персонажи или новые имена (Вишну, Шива, Вишварупа, или Триширас), новые мотивы и детали: Индра посылает апсар к трёхглавому демону Вишварупе, чтобы они соблазнили его; Индра срубает демону три головы; Вритра проглатывает Индру; выбравшись, Индра вторично терпит поражение, пока ему не приходит на помощь Вишну («Махабхарата»); Индра сам распарывает брюхо Вритре и выходит наружу («Бхагавата-пурана»); Индра покрывает своё оружие пеной; Индра посылает марутов («Тайттирия-брахмана») или Ваю (Шат.-бр. IV) на разведку; Индра расчленяет Вритру надвое: одна часть становится луной, другая — чревом живых существ; за убийство Вритры или Вишварупы, которые были брахманами, Индра оказывается в изгнании. В брахманах и эпосе получают дальнейшую обработку некоторые сюжеты о поединках Индры. Так, Индра побеждает Намучи, сына Дану («Шатапатха-брахмана»), с которым некогда был заключён союз, продолжавшийся до тех пор, пока Намучи не опоил Индру сомой, смешанной с хмельным напитком сурой; Индра убивает демона Пуломана, и его дочь Шачи, бежавшая от жестокого отца, становится женой своего избавителя; Индра побеждает злого исполина Джамбху и т. п. Из преимущественно эпических сюжетов выделяются следующие: Индра пытается соблазнить Ручи, жену риши Девашармана, но терпит поражение (Мбх. XIII). Индра соблазняет Ахалью, жену отшельника Гаутамы, за что подвергается проклятию Гаутамы (V). Индра возвращает Тару, похищенную Сомой, её мужу Брихаспати (Вишну-пур. IV). Индра снова становится царём богов после того, как Нахуша, царь Лунной династии, тщетно домогавшийся Шачи, жены Индры, лишился своего трона (Мбх. V, XIII). Индра, завидуя Ашвинам, получившим от мудреца Чьяваны сому, пытается его убить, но Чьявана создаёт чудовище Мада (опьянение), чтобы покарать Индру; Индра в страхе бежит; смилостивившись, Чьявана прощает Индру и расчленяет Маду (Шат.-бр. IV, Джайм.-бр. III, Мбх. III и др.). Индра помогает Кадру и её сыновьям спастись и достичь чудесного острова (им грозил жар солнца, а Индра покрыл небо тучами и излил дождь); Индра надсмеялся над валакхильями (мудрецами величиной с палец) и они предсказывают ему поражение от птицы Гаруды; Гаруда побеждает Индру и захватывает сосуд с амритой, который Индра всё-таки возвращает себе (Мбх. I). Индра обманом побеждает Прахладу, сына царя асуров Хираньякашипу: по совету Брихаспати Индра в облике брахмана просит у Прахлады его добродетель, и благочестивый царь не может отказать брахману. Это даёт Индре возможность одолеть Прахладу («Махабхарата», «Вишну-пурана»). При пахтанье океана Индра получает чудесного коня Уччайхшраваса, слона Айравату и сказочное дерево Париджату (Мбх. I; Вишну-пур. I, «Рамаяна» и др.). В сказании об Яяти Индра подменяет одежду купающихся девушек и задаёт роковой вопрос Яяти, после ответа на этот вопрос Яяти лишается права пребывать в небесном царстве Индры (Мбх. I). У Индры появляется 1000 глаз, которыми он смотрит на красавицу Тилоттаму, — в истории Сунды и его брата Упасунды (Мбх. I). Индра пытается помешать царю Марутте совершить жертвоприношение (Мбх. XIV). Индра превращается в павлина из страха перед встречей с царём ракшасов Раваной («Рамаяна»), Индра воюет с Раваной и его сыном Мегханадой (Индраджитом); он побеждён Мегханадой, который увозит его на своей колеснице; Брахма с богами отправляются на остров Ланка и уговаривают сына Раваны отпустить Индру («Рамаяна»). Индра за совершение царём Бхангасваной неугодного ему жертвоприношения превращает его в женщину, сеет раздор между сыновьями Бхангасваны, которые в битве убивают друг друга, но, узнав о добрых намерениях Бхангасваны, Индра воскрешает его сыновей (Мбх. XIII). Индра дарует Явакри совершенное знание вед, но тот не выдерживает испытания (Мбх. III). Индра посылает апсару Менаку, чтобы она соблазнила Вишвамитру и отвлекла его от подвижничества, которое может лишить Индру власти (Мбх. I, Рам. I). Опасаясь, что сыновья Сагары сравняются с Индрой в могуществе, Индра похищает их жертвенного коня (Мбх. III, Рам. I). Индра, превратившись в сокола, и Агни, превратившись в голубя, испытывают праведность царя Ушинары; Ушинара, желая спасти голубя от преследований сокола, срезает куски мяса с собственного тела, чтобы накормить своим мясом сокола; убедившись в добродетельности Ушинары, Индра предсказывает ему вечную славу (Мбх. III). Индра уничтожает в битве сыновей Дити дайтьев; тогда мать просит своего мужа Кашьяпу подарить ей сына, который отомстил бы Индре; рождается сын Ваджранга; выросши, он отправляется к Индре, побеждает его и приносит связанным к Дити; вмешательство Брахмы спасает Индру; но Индра в отсутствие Ваджранги, попеременно принимая облик то обезьяны, то змея, похищает Варанги, жену своего победителя; Ваджранга возвращает себе жену и рождает сына Тараку, с тем чтобы отомстить Индре; возмужав, Тарака отправляется вместе с асурами на битву с Индрой и одерживает победу; униженные боги, возглавляемые Индрой, просят Брахму помочь им, и тот даёт совет женить Шиву на Уме: родившийся у них сын погубит Тараку. В ряде сюжетов Индра выступает в тесной связи с Шивой или Вишну (ср. историю разрушения крепости асуров Трипуры или восхождения Арджуны на небо). Образ Индры в поздний период развития древнеиндийской мифологии нашёл отражение и в иконографии.
Древнеиндийский Индра соотносится с образом индоевропейского бога грома; само имя находит ближайшее соответствие в названии древнеиранского дэва [Ind(a)ra], эпитет Индры «Вритрахан» — «убийца Вритры», отражён в имени авестийского божества войны Веретрагны; имя божества Indara было известно ещё раньше митаннийским ариям. Слав. jedrъ, «ядрёный», «обладающий силой особого свойства», родственно Indra.

Лит.: Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 60 — 73; Holtzmann А., Indra nach den Vorstellungen des Mahabharata, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1878, Bd 32; его же, The Real Indra of the Rig-Veda, «Journal of the American Oriental Society», 1896, v. 16, 236 — 39; Washburn Hopkins S., Indra as God of Fertility; тан же, 1916, v. 36, p. 242 — 68; Chattopadhyaya K. Ch., Indra in the Rgveda and the Avesta, «Proceed, of the Fourth Orient. Congress in India», 1927, 11 — 24; Benveniste E., Renou L., Vrtra et Vrvragna, P., 1934; Keith А. В., Indra and Vrtra, «Indian Culture», 1, 1935; Lommel H., Der arische Kriegsgott, Fr./M., 1939; его же, Blitz und Donner in Rigveda, «Oriens», 1955, Bd 8, No 2; Gadgil V. A., Indra, the representative of the higest physical aspect of nature, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1942, v. 23; Brown W. N.. Indra’s infancy according to Rgveda IV, 18, в сб.: Siddhabhвratп, 1950, v. l, s. 131 — 36; Dandekar R. N., Vrtraha Indra, «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute», 1951, v. 31; Ruben W., Indra’s Fight against Vrtra in the Mahabharata, в сб.: Belvalkar Felicitation volume, Banaras, 1957; Venkatasubbiah A., On Indra’s winning of cows and waters, «Zeitschrift der Deutschen Morgen lдndischen Gesellschaft», 1965, Bd 115.

B. H. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar