рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Гений

Гений (genius, от gens, «род», gigno, «рождать», «производить»), в римской мифологии первоначально божество — прародитель рода (Nonn. Marc. с. 172), затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считалось, что каждый мужчина имеет своего Гения. Особенно почитался Гений главы фамилии: в день его рождения Гению приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи Гениям господ и патронов по формуле: «Гений нашего Гая», «Гений нашего Марка» и пр. Клятва Гением господина считалась самой священной для раба. Постепенно Гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два Гений — добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве Гению соответствует греческому демону (напр., у Апулея в сочинении «О боге Сократа») и занимает значительное место в позднейшей демонологии. Считалось, что Гения имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без Гения], корпорации, воинские части и т. д. Посвятительные надписи таким Гениям многочисленны по всей империи. Предполагалось, что Гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрёл культ Гения Рима и императора. Последний был введён Августом, присоединившим свой Гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространённым. Клятва Гением императора считалась самой священной, и нарушение ее приравнивалось к оскорблению величества. Гению Рима был посвящен на Капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол Гения — хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги (Serv. Verg. Aen. II 351).

E. M. Штаерман

Оцените эту статью
Sidebar