Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
ЕВРОПА

ЕВРОПА




Похищение Европы. Метопа храма "Малых метоп" в Селинунте.  Около 550 г. до н.э.

 Рис.1  Похищение Европы. Метопа храма "Малых метоп" в Селинунте. Около 550 г. до н.э.

ЕВРОПА
(Eyropn), в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Е. Зевс похитил её, то ли превратившись сам в смирного быка (Apollod. III 1, 1), то ли послав за ней быка (Ps.-Eratosth. 14). На спине этого прекрасного белого быка Е. переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа (Apollod. III 1, 1). Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия ("звёздного"), усыновившего и воспитавшего её детей от Зевса (III 1, 2). С мифом о Е. связана история её брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах (Apollod. III 1, 1; Hyg. Fab. 178). Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Е. выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество. Её имя означает "широкоглазая" (эпитет луны) или "широкогласная", она является коррелятом древнего Зевса Евриопа ("широкогласного"), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. Близка Е. к хтоническому Зевсу Додонскому, от брака с которым у неё сын Додон - покровитель святилища Додоны (Steph. Byz., v. Dodone). B Беотии супругой Зевса считалась Деметра-Е., а её сыном Трофоний - хтонический демон (Paus. IX 39, 4). Е. сближали с хтоническими богинями, иногда отождествляли с ними (в Сидоне Е. не отличалась от богинь Селены и Астарты). Она наделена растительными и животными функциями, образ её объединяет весь космос (включая небо, землю и подземный мир); отождествлялась с Луной (Hymn. Hom. XXXI 4 след.).
Гвидо Рени.  Похищение Европы.   1630-1640 гг.

 Рис.2  Гвидо Рени.  Похищение Европы.   1630-1640 гг.

Себастьяно Риччи.  Похищение Европы.   Около 1720 г.

 Рис.3  Себастьяно Риччи.  Похищение Европы.   Около 1720 г.



   Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М, 1957, Vьrtheim J., Europa, Amst, 1924
А. Ф. Лосев

      Сохранились памятники античного искусства, посвященные сюжету похищения Е. (см. рис. 1) (произведения греческой пластики и вазописи, римские мозаики, фрески в Помпеях). В европейском искусстве этот сюжет разрабатывался сначала в средневековой книжной миниатюре (главным образом в иллюстрациях к Овидию), в эпоху Возрождения - в живописи и пластике и оставался популярным вплоть до сер. 18 в. (А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Я. Бассано, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени (см. рис.2), Я. Йорданс, Рембрандт, К. Лоррен, А. Куапель, А. Ватто, Ф. Буше и др. (см. рис.3)). Среди произведений пластики эпохи Возрождения - рельеф Филарете на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме (15 в.). Из опер 18-20 вв. наиболее значительная "Похищение Е." Д. Мийо.
 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.