рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Брахма

Брахма (др.-инд. Brahmд, основа brбhman-), в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма (см. Тримурти). В этой триаде Брахма как создатель вселенной противостоит Вишну, который её сохраняет, и Шиве, который её разрушает. Но такое распределение функций в мифологических сюжетах нередко нарушается; это даёт основание предположить, что в архаических слоях эпоса Брахма совмещал все три функции. В отличие от Вишну и Шивы, Б — наиболее абстрактное божество триады и меньше, чем они, вовлечено в сюжеты мифов. Брахма играет важную роль в основных системах индуистского умозрение («здесь будет изображение»). В ведах Брахма как бог — создатель вселенной отсутствует, но эти функции отмечены у Праджапати, который в относительно поздних текстах отождествляется с Брахмой (ср. «Каушика-брахману» и «Тайттирия-самхиту», упанишады, сутры). Характерно, что в эпосе за Брахму в числе его эпитетов-ипостасей упоминаются Тваштри («творец»), Дхатри («установитель»), Видхатри («распределитель»), Локагуру («наставник мира»), Парамештхин («высочайший») и т. п., сохраняется за ним и эпитет Праджапати («владыка сущего», «перворождённый»). Б, изображают красным, лотосооким, с бородой, у него четыре лица, четыре тела и восемь рук, в которых четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенная ложка, иногда цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук. Брахмы «подобен тысяче солнц» («Араньякапарва» 194, 15 в «Махабхарате»), сияющ, могуч, непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы Меру, а передвигается верхом на лебеде. Согласно «Ману-смрити», пуранам, «Махабхарате» (XII), Брахма рождается в яйце, золотом зародыше, плавающем в первобытных водах; проведя в яйце год (поэтому Брахма равен году), он силой мысли разделяет яйцо на две половинки; из одной создаётся небо, из другой — земля; между ними возникает воздушное пространство. Далее появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а ещё позже — боги, жертвоприношение, три веды, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар — холод, сухость — влага, горе — радость и т. п.). Сам Брахма разделяется далее на две части — мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Все живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Брахмой; он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией абсолюта как высшего объективного начала, из оплотнения которого возник тварный мир; в этой связи Брахме противостоит индивидуализированное и субъективное начало — атман. Брахма не только создаёт мир: его жизнь, превышающая жизнь всех других богов (он «вечно древен»), определяет хронологические рамки вселенной. Брахма живёт сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. день Брахмы равен всему сроку существования данного мира, а ночь Брахмы равна времени, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего акта творения. День Брахмы состоит из тысячи «больших веков» (махаюга), каждый из них равен 4 320 000 «человеческих» лет, или 12 000 «божественных» лет. Каждая махаюга делится на четыре огромные эпохи (см. Юга): критаюгу, третаюгу, двапараюгу и калиюгу; после окончания калиюги огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную, но она снова будет сотворена Брахмой. Мифология Брахмаы полнее всего представлена в эпосе (где, между прочим, есть сюжеты, позволяющие говорить о тождестве Брахмы и Праджапати, ср. миф о творении в «Шатапатха-брахмане» (XI) и в «Махабхарате» (XII). У Брахмы рождаются силой духа сыновья — Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу, Именно они становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются также в результате инцестуозных отношений Брахмы с его дочерью, выступающей под разными именами (Вач, Сарасвати, Сандхья, Шатарупа, Брахмани). Другой важный мифологический сюжет связан с супругой Брахмы — Савитри («Араньякапарва», «Матсья-пурана»): создав сыновей, Брахма не получает удовлетворения и решает облегчить своё существование, породив с помощью произнесения священного слога из половины своего тела богиню Гаятри (носившую указанные выше женские имена, в т. ч. — Савитри). Очарованный ею, Брахма создаёт себе четыре лица, чтобы, не отрываясь, смотреть на Савитри. Заметив страсть Брахмы, она отправляется на небеса, к братьям, а у Брахмы возникает пятое лицо, обращённое вверх. После инцеста Шива отрубает Брахме пятую голову. В вишнуитской «Брахмавайварта-пуране» Вишну обвиняет Брахму в том, что тот отказался сойтись с воспылавшей к нему страстью Мохини; после этого Вишну заставляет Брахму каяться и вызывает последовательное появление десяти-, сто — и тысячеликого Брахм, которые посрамляют четырёхликого Брахму, занимая более почётные места в небесной иерархии. Эти сюжеты, несомненно, отражают сдержанное отношение к культу Брахма среди вишнуитов и шиваитов, занимавших первенствующее место среди адептов индуизма. Возможно, этим же объясняется слабое развитие культа Брахмы, тесно связанного с подвижничеством и аскетизмом. Из других сюжетов с участием Брахмы (особенно в эпосе) заслуживают особого внимания: рыба как воплощение Брахмы спасает Ману во время потопа (Мбх. III, ср. Шат.-бр. I); Брахма порождает смерть в виде женщины; Рудра как порождение гнева Брахмы; повеление Брахмы асуре Ушанасу и Рудре заключить мир (Вишну-пур. IV); рождение Нарады из бедра Брахмы; участие Брахмы в сюжете сказания о Сунде и Упасунде (Мбх. I); в сюжете рождения Сканды («Матсья-пурана»); назначение Брахмы хранителей мира (локапала); участие Брахмы в сотворении богини Кали («Маркандейя-пурана»); в сюжетах о Дхундхумаре, ангирасах, Раме, Раване, Гаруде, поединке Индры и Вритры, сошествии Ганги на землю, разрушении крепости асур Трипуры и т. п. Правда, чаще всего роль В. не специализирована: он является, повелевает, одаривает, исполняет просьбы, даёт советы, утешает. Известен ряд мифов, где вместо Брахмы выступает Вишну, иногда и Шива, которые, став центром мифологических сюжетов индуизма, сильно оттеснили Брахму. При оценке мифологического образа Брахмы особое внимание должно быть уделено его истокам. В ведах слово brбhman (в среднем роде) обозначало молитвенную формулу, словесное выражение некоего универсального принципа, позже — сам этот принцип. В «Шатапатха-брахмане» говорится, что Брахма (в среднем роде) создал богов и поместил их в «этих мирах», что непосредственно повторяет мотив, позже связываемый с персонифицированным Брахмой (мужской род). Таким образом, намечается генеалогия Брахмы — божества из абстрактного понятия, которому, возможно, предшествовало вполне конкретное — обозначение ритуального сооружения с универсальным значением (некий аналог мирового дерева и его вариантов). Именно в этом значении слово brбhman — (как и связанное с ним brahmбn «брахман», «жрец», ср. лат. flamen, род жреца) имеет отчётливые индоевропейские параллели, ср. др.-иран. brazman-, литов. balziйnas, латыш. bаlziкns, рус. булозно и др. Естественно, что и «господин брахмана» Брахманаспати (Брихаспати) оказывается с Брахмой в легко реконструируемой связи.

Лит.: Hевелева С. Л., Мифология древне-индийского эпоса, М., 1975, с. 38-45; Боги, брахманы, люди, М., 1969, с. 158-67; Ноltzmann А., Brahman im Mahдbhдrata, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1883, Bd 38, S. 167-234; Hopkins E. W., Epic mythology, Strassburg, 1915 (Grundriss der Indo-Arischen Philologie und Altertumskunde, Bd 3); Dumйzil G., Flamen — Brahman, P., 1936; Renou L., Silburn L., Sur la notion de brбhman, «Journal Asiatique», 1940, t. 237, p, 7-46; Conda J., Notes on Brahman, Utrecht, 1950; Thieme Р., Brahman, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1952, v. 102, S. 91-129; Bhattacharyya T., The cult of Brahma, Patna, [1957].

B. H. Toпopoв

1 (20%) 2 votes
Sidebar