рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Авалокитешвара

Авалокитешвара (санскр. Avalokitesvara), один из главных бодхисатв в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сострадания. Значение и происхождение названия «Авалокитешвара» не вполне ясны. Сложное слово avalokita-isvara переводят по-разному: «бог, который смотрит вниз»; «господь, который увидит»; «господь, которого увидели»; «бог взгляда» и т. п. Тибетский перевод Авалокитешвара — spyan-ras-gzigs («зрящий глаз»), монгольский — nidь-ber ьjgci («взирающий очами»). Вполне возможно, что первоначальной формой названия Авалокитешвара было avalokitasvara («наблюдающий за звуками»), именно такая форма встречается в найденных в Центральной Азии древних рукописях. Это предположение подтверждают и ранние китайские переводы буддийских сутр, где А. имеет название Гуань-инь («наблюдающий за звуками») или Гуань-ши-инь («наблюдающий за звуками мира»), которое сохранилось несмотря на предпринимавшиеся с начала 6 в. попытки заменить его на Гуань-цзы-цзай («наблюдающий суверен»), что можно считать прямым переводом санскритского А. К китайскому имени Гуаньши-инь восходит другое монгольское название Хоншим (Хонгшим, Хомшим) — бодхисатва, употребимое наряду с правильной санскритской формой и её монголизированными вариантами: Арья-Боло, Арья-Була и пр. (преимущественно в народной мифологии: шаманских гимнах, преданиях и др.). Образ Авалокитешвары возник в последних веках до н. э. В «Сукхавативьюха-сутре», описывающей созданный буллой Амитабха рай сукхавати, Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи. В «Саддхармапундарике» и в «Самадхираджа-сутре» Авалокитешвара играет роль универсального спасителя. Он может принимать разные формы (в общей сложности 32) для того, чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит. Авалокитешвара может выступать как индуистский бог (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива и т. д.), как булла, как любое существо и вступать в любую сферу сансары (в т. ч. и в ад). В более поздней «Карандавьюха-сутре» культ Авалокитешвары достиг апогея. Авалокитешвара здесь почитается гораздо больше будд, ему присваиваются даже некоторые черты бога-создателя. Возникший в Индии культ Авалокитешвары получил особенно широкое развитие в Китае и в других странах Дальнего Востока (ср. япон. Каннон). Начиная с 7-8 вв. отмечается перемена пола Авалокитешвары; наряду с мужским образом Авалокитешвары возник и женский, позже он вытесняет мужскую ипостась, В ваджраяне Авалокитешвара принимает различные образы и названия. Его изображают то похожим на индийского принца (Синханада Авалокитешвара), то держащим цветок лотоса (Падмапани), то четырёхруким (Шадакшари Авалокитешвара), то имеющим 11 ликов и 1000 рук (Экадашамукха Авалокитешвара) и т. д. Связь Авалокитешвары с Амитабхой подчёркивается и здесь, но наряду с тем, что Авалокитешвара обитает в сукхавати, он имеет и собственный рай на снежных горах — Поталу. Авалокитешвару ваджраяны почитают в тибетском буддизме, где земными проявлениями его считают главу школы кагьюпа Кармапа и главу школы гелукпа — далай-ламу.

Лит.: Bhattacharyya В., The Indian Buddhist iconography, Calcutta, 1958, p. 124-44, Dayal H., The Bodhisattva doctrine in Buddhist sanskrit literature, Delhi, [1975], p. 46-49; Encyclopaedia of Buddhism, v. 2, fasc. 3, Ceylon, 1967, p. 407-25; Mallmann M. Th. de, Introduction a l’йtude d’Avalokitecvara, P., 1967.

Л. Э. Мялль

Оцените эту статью
Sidebar