рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Амида

Амида, Амида-буцу, Амида — нёpай, одно из главных божеств японской буддийской мифологии, будда (соответствует Амитабхе), владыка обетованной «чистой земли», куда попадают праведники («здесь будет изображение»). В «чистой земле» растут благоуханные ароматные деревья и цветы, а в реках со сладко благоухающими водами резвятся купальщики, по желанию которых вода делается горячей или холодной. Вокруг Амиды японская разновидность буддизма — «амидаизм» («здесь будет изображение» ).
Культ Амида проник в Японию сравнительно рано. Уже в 717 Амиду поклонялся один из деятелей раннего буддизма Гёги (668-749). В эпоху Хакухо-Нара (646-794) Амида почитался как один из дхьяни-будд («здесь будет изображение»).
В учении японской секты Тэндай (9 в.) большое значение придавалось многократному повторению имени Амида, т. н. «нэмбуцу». На тэндайскую традицию культа Амида опирались при своём возникновении чисто амидаистические японские секты 10-11 вв. — Дзёдо-сю (секта чистой земли) и Дзёдо Син-сю (истинная секта чистой земли). Обе названные секты практически считают Амида главным божеством буддийского пантеона.
В японских легендах Амида упоминается чаще всего в жизнеописаниях праведников, посвятивших себя восхвалению Амида. Эти легенды составили целый жанр средневековой японской литературы — «одзёдэн», крупнейшим произведением которого является памятник «Нихон одзё гокураку ки» («Японские записи о свершивших возрождение в Стране крайней радости», 983-984). В комическом сюжете (запись 12 в.) мифический персонаж чёртик-«тэнгу», выдавая себя за Амида, без труда обманывает старого монаха-амидаиста.
Иконографические изображения Амида, главным образом деревянная скульптура, распространены в Японии. Встречается т. н. триада Амида, т. е. будда в окружении ближайших сподвижников — бодхисатв Каннон и Сэйси.

Лит.: Оно Тацуносукэ, Дзёдай-но Дзёдо-кё, Токио, 1972; Сигэмацу Акихиса, Тюсэй Синсю сисо-но кэнкю, Токио, 1974.

Оцените эту статью
Sidebar