рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Ади-Будда

Ади-Будда (санскр. adi-bъddha, «первоначальный будда»), в буддийской мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисатв. В терминах доктрины трёх тел будды (см. Трикая) Ади-Будда. рассматривается как дхармакая. Из Ади-Будды эманируют другие будды и бодхисатвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхогакаи). Время и место возникновения концепции Ади-Будды неизвестны. Попытки видеть в Ади-Будда аналогию образа бога монотеистических религий не вполне удовлетворительны. В буддизме Ади-Будда считается не создателем вселенной, а символом духовного единства безначально существующего бытия; стремление осознать и описать образ Ади-Будды обнаруживается уже на ранних стадиях развития буддизма. Слово «Ади-Будда» встречается впервые в «Манджушринамасангити» (не позднее 7 в.), но только в 10-11 вв., в связи с распространением доктрины калачакры («колёса времени»), концепция Ади-Будды получила широкое распространение в Индии. До сегодняшнего дня Ади-Будда почитается в Непале и в странах Центральной и Восточной Азии. В Тибете в качестве Ади-Будды выступали Самантабхадра (в школе ньингмапа) и Ваджрадхара (в поздних школах), в Китае и в Японии — Вайрочана (или Махавайрочана).

Лит.: Encyclopaedia of Buddhism, v. l, fasc. 2, Ceylon, 1963, p. 213-19; Guenther H. V., The tantric view of life, Berk — L., 1972.

Л. Э. Мяль

Оцените эту статью
Sidebar