рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

ЗАХХАК

ЗАХХАК (пехл.), в иранской мифологии и легендарной истории иноземный царь, узурпатор иранского престола.
Образ З. восходит к авест. Ажи-Дахака, треглавому дракону, правившему в Иране после падения первого царя Йимы. В среднеиранской традиции (Меноги-и храд, 5 в.) царствованию Ажи-Дахака — З. соответствует правление Дахака Бевараспа и Фрасияка Тура, злых царей: однако, не будь они царями, власть досталась бы злому духу Айшме и оставалась бы у него до страшного суда, что принесло бы больше бедствий.
В «Шахнаме» З. — сын арабского царя Мардаса, совращенный дьяволом Иблисом: от его поцелуев из плеч З. выросли две змеи (позднее переосмысление трехголовности дракона), которых нужно было кормить человеческим мозгом.
Воспользовавшись грехопадением иранского царя Джамшида (авест. Йима) и призванием со стороны иранских вельмож, З. убил Джамшида, занял его трон и установил тысячелетнее (без одного дня) царствование зла. Ежедневно ему должны были приносить в жертву двух юношей, чтобы накормить змей их мозгом (благодетельные советники З. Армаил и Кармаил подменяли одного юношу овцой). Он убил праведника Атибина (авест. Атвйа, второй человек, выжавший сок хаомы), отца Фаридуна, кормилицу Фаридуна волшебную корову Бармйа (Бермайе) и т. д. Кузнец Кава поднимает народное восстание против З. и, призвав законного наследника Фаридуна, свергает тирана. З. приковывают в жерле потухшего вулкана Демавенд: по народным преданиям, звуки, доносящиеся из жерла, — стоны З. В честь победы над З., согласно Бируни, был установлен праздник осеннего плодородия Мехрган.
Иной сюжет, в котором Ажи-Дахака — З. сохраняет облик дракона, — один из семи подвигов Рустама, который убивает чудовище Аждаха, чей «язык, как дерево, рот, как пещера». Аждахары (аждаха, аждахо), по иранским средневековым легендам, охраняют подземный клад Каруна (ветхозаветный Корей).
В таджикской мифологии аждахоры — драконы, обитающие в горных ущельях, изрыгающие из огромной пасти огонь, дым и яд; они с такой силой вбирают в себя воздух, что человек с его струёй попадает в драконью пасть.

И. С. Брагинский

Оцените эту статью
Sidebar