рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Хельги

Хельги (др.-исл. Helgi, «священный», «посвящённый»), герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее архаического образа Xельги), Xельги — отец легендарного конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Xельги с собственной дочерью; этот Xельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» — три песни о Xельги («Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Песнь о Хельги, сыне Хьерварда»), причём во второй и первой песни Xельги — сын не Хьерварда, а Сигмунда, т. е. брат Сигурда (результат втягивания Xельги в цикл вёльсунгов — нибелунгов). Таким образом, в эддических песнях и в сагах фигурируют, собственно, несколько Xельги, которые в «Старшей Эдде» частично сближены, однако в песнях осталось немало противоречий и расходящихся между собой мотивов (возможно, что эддические песни о X. — фрагменты более древних песней).
В центре внимания эддических песней о Xельги — его воинские подвиги (их главные мотивы — родовая месть, добывание невесты). Герой пользуется покровительством валькирий — богатырских дев-воительниц, из их числа и его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению E. M. Мелетинского, на происхождение сказаний о Xельги из богатырской сказки: детство героя (по одной версии, раннее возмужание, по другой — запоздалое), ритуальное посвящение героя и наречение его именем, которое даёт ему дух-хранитель (у Xельги — это валькирия, которая затем и защищает героя в битвах); героическое добывание невесты. Xельги гибнет в бою с «кровными» врагами (по одной из песней, убийца Xельги — сын убитого им конунга Хродмара, по другой — брат Сигрун); вслед за героем гибнет и его возлюбленная Сигрун.
О. Хёфлер в поисках ритуальных истоков сказания о Xельги предполагает, что Xельги — культовое имя жертвы в древнегерманском религиозном центре, описанном Тацитом («Германия», 39); возлюбленная Xельги — жрица, руководящая жертвоприношениями, а убийство Xельги, совершаемое копьём Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы. Мотив смерти и вторичного рождения Xельги и его возлюбленной [две песни о Xельги имеют конец: «Говорят, что Xельги и Свава (Xельги и Сигрун) родились вновь»] отражает, возможно, представления об эйнхериях — павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв.

Лит.: Мелетинский Е. М., «Эдда» и ранние формы эпоса, М., 1968; Hцf1er О., Kultische Geheimbьnde der Germanen, Fr./M., 1934; его же, Das Opfer im Semnonenhain und die Edda, в кн.: «Edda, Skalden, Saga. Festschrift zum 70. Geburtstag von F. Genzmer», Hdlb., 1952; Vries J. de, Die Helgilieder, «Arkiv fцr Nordisk filologi», 1957, bd 72, No 3/4.

А. Я. Гуревич

Оцените эту статью
Sidebar