рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Хануман

Хануман (др.-инд. Hanuman), в индуистской мифологии божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю, или Маруты, и обезьяны Анджаны. Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, обладает силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы. По одной из легенд, сразу же после рождения Хануман схватил солнце, приняв его за нечто съедобное. На защиту солнца выступил Индра и поразил Ханумана в челюсть своим перуном. Отсюда Хануман получил имя, значащее «имеющий (разбитую) челюсть».
В «Рамаяне» Хануман является одним из главных героев, он мудрый советник Сугривы и преданный друг Рамы и Ситы. В поисках Ситы Хануман одним прыжком перелетает на Ланку, убив по дороге чудовищ Сурасу и Симхику, и там, вступив в сражение с полчищами ракшасов, поджигает город. Затем Хануман возвращается к Раме и вместе с ним принимает участие в походе на Ланку. Он совершает множество воинских подвигов, убивает сына Раваны Акшу, спасает от гибели Раму и Лакшману. После победы Ханумана над ракшасами Рама вознаграждает его за помощь даром вечной молодости. Хануман присутствует и в другом индийском эпосе — «Махабхарата». Там во время пребывания пандавов в изгнании с Хануманом встречается в лесу Бхима и не может даже приподнять хвост Ханумана, которым тот преградил ему дорогу. Хануман объявляет Бхиме, что он его брат (Бхима — тоже сын бога Ваю), и возвещает ему учение о четырёх югах (см. Юга) и об обязанностях четырёх варн (Мбх. III 146-151). Культ Ханумана, или Марути (его второе имя, означающее «сын Маруты»), — один из самых популярных в современном индуизме. Хануман чтится как наставник в науках и покровитель деревенской жизни. На многочисленных изображениях Ханумана обычно представлен в почтительной позе (на коленях, со сложенными руками) перед Рамой или Ситой либо в воинственном облике, с дубиной в руке, ногой попирающим богиню — хранительницу Ланки.
Из Индии культ Ханумана (и культ обезьян вообще) распространился на всю Восточную Азию вплоть до Китая.

П. А. Гринцер

Оцените эту статью
Sidebar