рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Вивасват

Вивасват (др.-инд. Vivasvat, или Vivбsvat, собств. «сияющий»), в ведийской мифологии солярное божество, олицетворяющее свет на небе и на земле, родоначальник людей. В «Ригведе» упоминается около тридцати раз. Вивасват — последний (восьмой) сын Адити; он родился уродом — без рук и без ног, гладкий со всех сторон; старшие братья Митра, Варуна, Бхага и др. отсекли всё лишнее, и так возник прародитель людей. В некоторых текстах этот персонаж называется Мартанда. Впоследствии Вивасват сравнялся с богами, став солнцем (Сурьей; Вивасват — эпитет Сурьи). Из оставшихся частей его тела возник слон. Вивасват стал мужем дочери ТваштараСаранью, которая родила ему близнецов — Яму и Ями, а сама, не желая жить с мужем, бежала от него, приняв облик кобылицы. Вивасват, обернувшись конём, настигает её, происходит примирение, рождаются близнецы Ашвины. Вивасват первый совершил жертвоприношение и даровал людям огонь [ср. Агни как вестник Вивасвата; ср. «Ригведа» (X), «Шатапатха-брахмана» (III) Саяна], Индра, Сома, Ашвины и Яма особенно тесно связаны с Вивасватом; его имя употребляется как эпитет Агни и Ушас. В «Яджурведе» и брахманах Вивасват относят к адитьям, а в послеведийский период он вполне отождествляется с солнцем. Вивасват как отец Ямы находит точное соответствие в авест. Vivanhvant, отец Йимы.

Лит.: Lоmmel H., Der Mythus von Vivasvat und Saranyu, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellsehaft» 99, 1945-1949, S. 243 и сл.

B. H. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar