рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Вилктаки

Вилктаки, в литовской мифологии волки-оборотни. Известны под многочисленными названиями, в первой части которых элемент vilk — «волк»: vilktakis, — уs, vilktakas, vilkotakis, vilkatas, viltakas, т. е. «бегущий (tak-tek-) волком» (в обличье волка); vilkolakis, vilkolakas, vilkalakis, vilkalokas, vilkalotas, vilkalatas, т. е. «с волчьей шерстью» (ср. слав. волкодлак). Первая группа слов характерна для Жемайтии и западной Аукштайтии, вторая — для восточной Литвы. Рассказы о Вилктаки популярны в литовском фольклоре. В большинстве случаев внешний вид Вилктаки не описывается, хотя иногда упоминаются хвост (нередко короткий), иногда зубы. Люди, обращённые колдунами в Вилктаки или сами обладающие способностью обращаться в Вилктаки, выглядят, как волки, но зубы у них, как у людей, под шеей — белое пятно (там, где завязывался белый платок, когда они были людьми). После убийства Вилктаки обнаруживают, что это был человек в волчьей шкуре (иногда с янтарём, чётками, обручальным кольцом). Известен мотив совлечения с себя волчьей шкуры и превращения Вилктаки снова в людей. Рана, нанесённая такому волку, оказывается действительной и для человека-Вилктаки. Считается, что в Вилктаки людей (часто участников свадьбы) обращают раганы и буртининки (напр., с помощью заколдованного пояса), или им можно стать, перевернувшись через пень ивы и т. п. Некоторые из Вилктаки лишь на время становятся волками. Они сохраняют человеческий разум, но утрачивают дар речи. С настоящими волками они не смешиваются, часто появляются вблизи жилья, забираются в амбары и хлевы и убегают в лес только в случае преследования. Чтобы спастись от голодной смерти, Вилктаки вынуждены пожирать ту же пищу, что и волки. Они нападают на тех домашних животных, которые употребляются в пищу и человеком (овца, поросёнок, гусь и др.). В ряде рассказов Вилктаки выступают как относительно мирные и невредоносные существа: это Вилктаки, заколдованные раганами и буртининками. Более опасны для человека ставшие Вилктаки по своей воле: они открыто нападают на человека и даже пожирают его. Представления о Вилктаки являются одним из распространенных вариантов мотива о превращении человека в животное (лев, леопард, гиена, крокодил в Африке, тигр в Юго-Восточной Азии, ягуар в Южной Америке и т. п.). Мотив превращения в волка-оборотня широко известен в Европе, от Скандинавии до Балкан, в Малой Азии и на Кавказе (см. ст. Волк).

Лит.: Иванов В. В., Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка, «Известия АН. Серия литературы и языка», 1975, т. 34, No 5; Velius N., Mitinиs lietuviu sakmiu butybes, Vilnius, 1977.

В. В. Иванов,
В. Н. Toпopoв

Оцените эту статью
Sidebar