рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Вата

Вата (др.-инд. Vata, собств. «ветер»), в ведийской мифологии божество ветра. Вата тесно связано с Ваю, на основании чего иногда объединяют эти два имени в единый мифологический образ. Тем не менее характеристики этих двух персонажей заметно различаются, в силу чего их целесообразно рассматривать по отдельности. Вата — менее индивидуализированная и неантропоморфная форма божества; в ряде случаев Вата обожествлённая сила ветра. В «Ригведе» ему посвящено два небольших гимна (X 168; 186). Вата узнают не по его образу, а по свисту, зазыванию. Его колесница, запряжённая конями (их запрягает Индра, X 22, 4-5), мчится, всё сокрушая, грохоча, порождая красноватые отблески, вздымая пыль, по земле и по воздуху. За Вата следуют вихри. Вата — перворождённый, он — дитя мира, друг вод, дыхание богов, подчинён космическому порядку. Он никогда не отдыхает, с ним на его колеснице всегда находится богцарь всего мира. Помимо Индры Вата связан с богом грозовой тучи и дождя Парджаньей (ср. X 65,9; 66, 10). Отсюда и связь Вата с дождём (VII 40, 6), бурей, грозой (IV 17,12; V 83,4; X 168, 1-2). Вместе с тем Вата приносит исцеление и долголетие (X 186). В послеведийский период роль Вата становится менее существенной и нередко Ваю выступает как замена Вата. Имя Вата как обожествлённого ветра восходит к индоевропейской эпохе; ср. иранские параллели (особенно зороастрийское Vata или Oado на монетах эпохи Канишки, правителя Кушанского царства) или персонифицированный образ Ветра в славянской мифологии.

Лит.: Wikander S., Vayu, Uppsala-Lpz., 1941.

В. Н. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar