рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Телепинус

Телепинус, Телепину, Талипину (хетт. Telepinu-, хатт. Tali-p-inu, при хатт. p-inu, b-inu, «сын», т. е. «сын Тали (Дали)», или, если понимать — li — как «его», «сын Та-/Да-«, «его сын»), в хеттской и хаттской мифологиях бог плодородия, сын бога грозы (Тару) и богини-матери. Телепинус — главный персонаж цикла хаттских и хеттских мифов об исчезающем и возвращающемся боге. Исчезновение Телепинуса связывается с его гневом (в неистовстве он надевает правый сапог на левую ногу, а левый на правую: изменение универсальной знаковой оппозиции левого и правого). С уходом Телепинуса из дома очаги, жертвенные столы окутывает дым [облако (пчелиного) роя], домашний скот перестаёт приносить потомство, начинается засуха, в полях не растут злаки (Телепинус уносит с собой богиню зерна и полей Каит). Боги собираются на пир, но не могут утолить голод. Они тщетно пытаются найти Телепинуса, бог солнца посылает за ним орла, но и он не находит бога. На поиски отправляется бог грозы, он разбивает рукоятку своего молота о ворота города — резиденции Телепинуса, но не может их открыть. Тогда богиня-мать (Ханнаханна) посылает на поиски пчелу (вопреки богу грозы, утверждающему, что она слишком мала). Пчела находит Телепинуса спящим на поляне у священного города Лихцина. Она жалит Телепинуса, он пробуждается ещё более разгневанным и навлекает разрушение и уничтожение на людей, скот и всю страну. Однако богиня Камрусепа, совершив обряд заклинания, смягчает гнев Телепинуса. Телепинус возвращается, принося с собой плодородие. Миф о Телепинусе в различных версиях сохранился в составе текстов 14-13 вв. до н. э., он входил в ритуалы, совершаемые с целью предотвращения зла. В ряде других хеттских мифов (восходящих к хаттским) Телепинус помогает вернуть исчезнувшего бога. Так, согласно хаттскому и хеттскому солярному мифу, Телепинус по приказу бога грозы отправляется к Аруне (океану), похитившему бога солнца. Испуганный Аруна отдаёт Телепинусу не только бога солнца, но и свою дочь в жёны.
Миф о Телепинусе принадлежит к широко распространённым в восточном Средиземноморье сюжетам об исчезающем и возвращающемся божестве плодородия (см. в ст. Умирающий и воскресающий бог), следы его влияния обнаруживаются в различных культурах, от греческой (в ранних традициях к Телепинусу, возможно, возводился Телеф) до закавказских (у сванов сохранились ритуальные формулы с именем Телепинуса). Предполагается (В. Н. Топоров), что и у славян в специальной терминологии, связанной с культом пчёл, отразился (возможно, через посредство кавказской традиции) культ Телепинуса.

Лит.: Луна, упавшая с неба, М., 1977; Бендукидзе H. A., Хеттский миф о Телепину и его сванские параллели, в кн.: Вопросы древней истории. Кавказско-ближневосточный сборник, т. 4, Тб., 1973; Топоров В. Н., К объяснению некоторых славянских слов мифологического характера в связи с возможными древними ближневосточными параллелями, в кн.: Славянское и балканское языкознание, [в. 1], М., 1975, с. 3-49; Ransome H. М., The sacred bee in ancient times and folklore, L., 1937; Barnett R. D., Ancient oriental influences on Archaic Greece, в кн.: The Aegean and the Near East. Studies presented to H. Goldman on the occasion of her seventyfifth birthday, N. Y., 1956; Otten H., Die Ьberlieferungen des Telipinu-Mythus, Lpz-, 1942.

В. В. Иванов

Оцените эту статью
Sidebar