Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Главная
Тайцзи

Тайцзи

Тайцзи  ("высшее начало", "великий предел"), в китайской космологии, мифологии и натурфилософии одно из основополагающих понятий. В космологических представлениях 2-й половины 1-го тыс. до н.э. Тайцзи выступает в качестве исходной точки возникновения тьмы вещей, всей вселенной. В "Сицы-чжуань" ("Приложенные изречения. Комментарий [к "И цзину"]", 5-3 вв. до н.э.) говорится: Тайцзи рождает две (элементарные) формы (силы инь и ян), которые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), порождающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля; см. Ба гуа). Комментарии, написанные в 3 и 7 вв. н.э., поясняют, что Тайцзи рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в небытии. Тайцзи существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) находилась в смешанном (хаотичном) состоянии и была единой, т.е. являлась "великим началом", "великим единством (Тай-и)". Отождествление Тайцзи с Тай-и, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в древнем, а затем в танском (8 в. н.э.) Китае непосредственно связывает Тайцзи с мифологией.
Дальнейшее развитие концепция Тайцзи получила в средние века у сунских неоконфуцианцев, особенно у Чжоу Дунь-и (1017-73), Шао Юна (1011-1077), Лу Цзю-юаня (1139-93) и Чжу Си (1130-1200). Интерпретация и изложение Чжу Си понятия Тайцзи завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом полярного расхождения между материалистической или близкой к таковой трактовкой "И цзина" у Чжоу Дунь-и и идеалистической у Чжу Си в обоих направлениях Тайцзи является праначалом космогонического процесса, создавшего всю вселенную, включая человека. В своём графическом выражении понятие Тайцзи широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо чаще вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Очень часты изображения символов Тайцзи вместе с фигурами мифических персонажей или животных; они встречаются в орнаменте тканей и одежды, а также на монетах. Понятие и эмблема Тайцзи проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку).

Лит.: "И цзин" ("Каноническая книга перемен"), в серии: Шисань цзин чжу-шу, т. 2, Пекин, 1957, с. 388-89, Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966; Сычёв Л. П., Сычёв В. Л., Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве, М., 1975; Юань Кэ. Мифы древнего Китая, М., 1965; Werner E. T. С., Myths and legends of China, L., 1924, p. 83-92, 136-38, 142-44; его же, A dictionary of Chinese mythology, Portland, 1977; Williams C. A. S., Outlines of Chinese symbolism and art motives, Shanghai, 1941.

С. Кучера

 

 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.