рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Тайшань

Тайшань («великая гора»), Дунъюэ («восточный пик»), в китайской мифологии священная гора (находится на полуострове Шаньдун). Как место жертвоприношений небу Тайшань связывается с мифическим правителем ШунемШу цзин», «Книга истории», древнейшие части 14-11 вв. до н. э.) и даже с первопредком Фу-си («Исторические записки» Сыма Цяня, 2-1 вв. до н. э.). В апокрифических текстах рубежа н. э. Тайшань (её дух) рассматривается как внук верховного небесного государя, который призывает к себе души умерших людей. Считалось, что на Тайшань хранятся золотые шкатулки с нефритовыми пластинами, на которых записаны сроки жизни людей. К первым векам н. э. относятся представления о Тайшань как подобии загробного мира, мифологические предания о встречах с владыкой Тайшань — Тайшань фуцзюнем («управитель Тайшань»); считалось, что недалеко от Тайшань, у холма Хаоли, собирались души умерших. В поздней мифологии Тайшань воспринималась как посредник между повелителем людей и верховным небесным божеством; под горой Тайшань находился как бы другой, подземный Китай. Божество Тайшань рассматривалось как божество рождения (возможно, это связано с представлением о Тайшань как о восточном пике, восток же ассоциировался с восходом солнца и началом жизни) и смерти; считалось, что особые амулеты — камни с горы Тайшань (шиганьдан), положенные перед входом в дом или у начала улицы, защищают от злых духов.
В «Сань цзяо coy шэнь цзи» («Записки о поисках духов трёх религий», 16 в.) Тайшань назван внуком неба и земли, его родословную возводят к Пань-гу и женщине из рода Цзинь-хун («золотая радуга»). Владыка Тайшань ассоциируется ещё с Тай-суй (планета Юпитер и соответственно её дух), так как Фу-си дал владыке Тайшань титул Тай-суй, повелев ведать списками небесных бессмертных (сянь) и носить фамилию Суй (букв. «год») и посмертное имя Чун (букв. «поклонение»). Во времена Шэнь-нуна ему был пожалован чиновничий пост, а при ханьском императоре Мин-ди — титул юаньшуай («главнокомандующий»): он стал ведать судьбами людей, распределением знатности и богатства, 18 (по другим источникам, 16) судилищами загробного мира (см. Диюй) и 75 управами в нём. В народных верованиях владыка Тайшань именуется Тай-шаньван («князь горы Тайшань») и почитается также как глава 7-го судилища ада. Согласно этому же источнику, у владыки Тайшань есть жена Шумин куньдэ хуанхоу («кроткая и мудрая государыня, владычица сил земли»), пять сыновей и дочь, которой обычно считают богиню Бися юаньцзюнь.
Даосские сочинения в свите владыки Тайшань также называют Дунъюэ шанцин сымин чжэньго чжэньцзюня («истинный государь, сановник высшего ранга и вершитель судеб, поддерживающий порядок в стране»), под которым имеется в виду Мао Ин, старший из трёх братьев Мао (см. Сань Мао), два божества, ведающие счастьем, — Цзэн-фу («добавляющий счастье») и Люэ-фу («убавляющий счастье»), Дунъюэ цзысунь цзютянь вэйфан шэнму юаньцзюнь («совершенномудрая матрона Восточного пика, богиня девяти небес, охранительница женских покоев, дарующая сыновей и внуков»), т. е., по-видимому, чадоподательница Сунцзы няниян, и др. (здесь будет рисунок)
Храмы, посвящённые горе Тайшань и её духу, были распространены по всему Китаю, культ этого божества в Пекине был одним из наиболее популярных. День рождения владыки Тайшань Дунъюэ дади отмечался 28-го числа 3-й луны (здесь будет рисунок).

Лит.: Алексеев В. М., В старом Китае, М., 1958, с. 103-20; Тай-пин гуан цзи (Обширные записи годов Тай-пин), т. 3, Пекин, 1959, с. 2334-2335; Сюсян coy шэнь цзи (Иллюстрированные записки о поисках духов [трёх религий]), т. 2, цзюань 1, [б. г., б. м.], с. 19-21 (Старинный ксилограф из собрания Государственной библиотеки им. В. И. Ленина); Мори Микисабуро, Сина кодай синва (Древние мифы Китая), Токио, 1944, с. 221-26; Сhavаnnes E., Le T’ai chan. Essai de monographie d’un culte chinoise, P., 1910.

Б. Л. Рифтин

Оцените эту статью
Sidebar