рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Сибиллы

Сибиллы, сивиллы (Sibullai), в греческой мифологии пророчицы, прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). (Здесь будет рисунок). Имя «Сибилла» (этимология его неясна), по свидетельству Плутарха (De Pyth. orac. — Об оракулах «пифии», 6), впервые встречается у Гераклита. Первоначально Сибилла — собственное имя одной из прорицательниц (Plat. Phaedr. 244 b; Aristoph. Pax 1095, 1116). По традиции первой Сибиллой, от Которой получили своё имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо (Eustath. 266; вариант: дочь Зевса и Ламии, имя которой впервые было дано ливийцами, Paus. X 12, 1). Эти легенды и этимология имени Сибилла позволяют предполагать восточное происхождение мифа, хотя в пифийском рассказе, приводимом Павсанием (X 12, 1-3), Сибилла названа греческим именем Герофила и её происхождение связывается с Аполлоном и музами (Plut. De Pyth. orac. 9). Позднее возникли легенды о странствиях Герофилы по Средиземноморью; она жила в Эрифрах, на Геллеспонте, в Малой Азии — Кларосе и Колофоне, на островах Самос и Делос, в Дельфах, а потом в Троаде, где была похоронена в роще Аполлона Сминфейского (Paus. X 12, 5). В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырёх и даже десяти Сибиллах. Этих Сибилл называли по месту их обитания; некоторые Сибиллы имели собственные имена, хотя имя Герофилы часто переносилось на Сибилл, происходивших из других мест (здесь будет рисунок). В Малой Азии обитали фригийская, колофонская, эрифрейская Сибиллы, на островах Самос и Делос — самосская и делосская, в текстах упоминается также персидская, халдейская, египетская, палестинская Сибиллы. В Древней Греции наиболее известна была дельфийская Сибилла (здесь будет рисунок), в Древнем Риме — куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента). Прорицания Сибиллы не были связаны с определённым оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком. Известно предсказание Сибиллы, что спартанка Елена принесёт гибель Трое (Paus. X 12, 2). Считалось, что Сибилла может предсказывать на тысячу лет вперёд, она якобы предсказала извержение Везувия (Plut. De Pyth. orac. 9), указала место битвы, положившей конец независимости Древней Греции. Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею: она предупредила его о грядущих бедах, помогла ему спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца, и предсказала великое будущее основанному им городу (Verg. Aen. VI 9 след.). В Греции, а затем в Риме мифы о С. переплетаются с мифами об Аполлоне. Куманская Сибилла получила от влюблённого в неё Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетие, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку (Ovid. Met. XIV 103-153). Подобно оракулам, дававшимся пифией, предсказания Сибилл делались обычно в стихотворной форме — гекзаметром. Впоследствии предсказания куманской Сибиллы были записаны на пальмовых листьях и составили девять книг — сивиллиных книг (Sav. Verg. Aen III 444). Куманская Сибилла предложила римскому царю Тарквинию Приску купить у неё эти книги, а когда царь отказался, пророчица сожгла три книги; затем она повторила своё предложение и при вторичном отказе сожгла ещё три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги (Dion. Halic. IV 62). Впоследствии к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской Сибиллы и др. Сгоревшие в 83 до н. э. книги были возобновлены при Августе и Тиберии. Сивиллины книги, считавшиеся тайными, хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского, и ими пользовались до 5 в. н. э. Содержание сивиллиных книг представляло собой причудливое смещение греко-римских, этрусских, иудейских и христианских воззрений и верований.

М. Н. Ботвинник

Оцените эту статью
Sidebar