Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Главная
Сахядай-нойон

Сахядай-нойон

Сахядай-нойон,  Сахада-нойон, Сагада-нойон, Сагадай-убугун ("старец Сагадай"), Гали эжен Сахядай убген ("владыка огня старец Сахядай"), в бурятской мифологии божество огня, покровительствующее семье, деторождению, домашнему очагу; предок всех многочисленных и безымянных духов огня, обитающих в каждом очаге. Вместе со своей женой Санхалан-хатун (Сахала, Сахали, Санхурун, Занхалан) Сахядай-нойон является почитаемым онгоном - иконическим "вместилищем" духа родового огня и одновременно его конкретной персонификацией; его представляли человеком красного цвета. Сахядай-нойон называют "старший сын земли", "средний сын дневного неба" (тенгри) и "младший сын ночного (звёздного) неба", что соответствует монгольским шаманским представлениям о рождении огня при отделении неба от земли. По другим поверьям, Сахядай-нойон - сын Эсеге Малан-тенгри либо его внук (сын божества зимнего снежного неба Будургу Саган-тенгри, "изморозь белый тенгри"), брат Буха нойон бабая и божества планеты Венера Солбона (монг. Цолмон). Согласно преданию, Сахядай-нойон был ниспослан с неба на землю западными тенгри, чтобы защитить людей от насылаемых восточными тенгри зимних холодов, ночных хищников и кровососущих насекомых (отражение универсальной охранительной функции огня). Он женился на дочери хтонического божества, духа земли (являющегося также охотничьим божеством, хозяином тайги) Баян-Хангая ("богатый обширный"). По одному из аларских мифов, этот космический брак сопровождался исчезновением солнца и луны, которые взял Баян-Хангай в качестве выкупа за невесту (затем они были вызволены из плена). Другой аларский миф повествует о ссоре Сахядай-нойона с духом воды Герел-нойоном, который просил у него дочь в жёны своему сыну, чем вызвал гнев хозяина огня, расценившего подобный брак как противоестественный (нарушающий экзогамию: оба принадлежали к одному роду). С тех пор огонь не терпит воды.
Имя Сахядай-нойона является производным от сахиха - "блеснуть" (о молнии), "высечь" (огонь с помощью кремня и огнива).
По другой гипотезе, имена Сахядай-нойона и Санхалан-хатун восходят к именам сына Чингисхана Чагадая и его жены Чанхулан. Чагадай, хранитель и жрец родового очага, после смерти был отождествлён с его духом-хозяином, который, будучи божеством семейного огня сакрализованной императорской фамилии, осмысливался как глава всех духов огня и, таким образом, - как обобщённое божество огня. Ср. также легенду, по которой Сахядай-нойон некогда был человеком - хранителем огня, а после смерти стал его духом-хозяином. В культовых текстах иногда встречается характерный для монгольской шаманской мифологии мотив раздувания Сахядай-нойоном и его женой огня (очевидно, первого), что вообще больше соответствует функции не божества огня, но его создателя (см. в ст. Отхан Галахан).

Лит.: Хангалов M. H., Собр. соч., т. 1, Улан-Удэ, 1958, с. 295-99, 342; т. 2, Улан Удэ, 1969, с. 135; Манжигеев И. А., Бурятские шаманистические и дошаманистические термины, М., 1978, с. 37-38; Ринчен В., Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве, в кн.: История и культура востока Азии, т. 3 - Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века, Новосиб., 1975, с. 191-93; Sandschejew G., Weltanschauung und Schamanismus der Alaren-Burjaten, "Anthropos", 1928, Bd 23, H. 4, S. 967-71.

С. Ю. Неклюдов

 

 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.