Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Пуруша

Пуруша




Пуруша (др.-инд. Pъrusa, букв. "человек"), в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я"; в некоторых философских системах (напр., санкхья) П. - вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей). П. посвящён гимн в "Ригведе" (X 90). Для П. характерны: многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его - все существа, три четверти - бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство "быть родителем своих родителей" (от П. родилась Вирадж, a от неё - П.) и ряд особенностей как первожертвы. Он приносится в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникают основные элементы социальной и космической организации: рот  брахманы - жрецы, руки  раджаньи или кшатрии - воины, бёдра  вайшьи - земледельцы, ноги  шудры - низшее сословие (отражение сословной структуры варн); дух  луна, глаз  солнце, уста  Индра и Агни, дыхание  ветер, пуп  воздушное пространство, голова  небо, ноги  земля, ухо  стороны света и т.д. Тем самым П. стал образом перехода от единой целостности к множественной расчленённости, он тот, кто нейтрализует противопоставление "быть единым" - "быть многим". Расчленение П. создаёт новый тип космической организации - вселенную широких пространств, место спасения от косного и обуженного хаоса. Мотивы П. в "Атхарваведе" (X 2), "Шатапатха-брахмане" (VI 1, 1, 8), упанишадах (ср. особенно "Айтарейя- упанишаду") в совокупности с текстами, посвящёнными жертвоприношению П. (ритуал пурушамедха), позволяют реконструировать исходный обряд жертвоприношения человека, расчленения его на части и отождествления их с элементами космоса.       Более поздние ведийские тексты предлагают ряд новых отождествлений: П. - это Праджапати, Праджапати - это год, этот П. - тот же самый как в эфире, так и в небе (Джайм.-бр. II 56); П. - время (Гоп.-бр. V 23); П. - на солнце, на луне..., он - жизнь, он - Праджапати (Джайм.-бр. II 62). Далее П. идентифицируется с Брахманом (ср. Шат.-бр. X 6, 3, 2). В упанишадах П. - жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда П. отождествляется с Атманом). Таким образом, П. постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях; мифологические же функции П. передаются другим персонажам (ср. видение мудреца Маркандейи в "Матсья-пуране": древний П. и Вишну-Нараяна или П. как имя Брахмы).


   Лит.: Топоров В. Н., О структуре некоторых архаических текстов, в сб.: Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1971; Weber A., ьber Menschenopfer bei den Indern der vedischen Zeit, в его кн.: Indische Streifen, Bd 1, В., 1868, S. 54-89; Brown W. N., The sources and nature of purusa in the Purusasukta (Rigveda, 10. 91), "Journal of American Oriental Society", 1931, v. 51, No 2; Kirfel W., Der Asvamedha und der Pupusamedha, "Alt-und Neu-Indische Studien", 1951, Bd 7; Mus P., Du nouveau sur Rgveda 10.90?, в сб.: Indological studies in Honor of W. N. Brown, Hew Haven, 1962ё, p. 165-85; его же, Oщ finit Purusa?, в сб.: Mйlanges d'indianisme а la mйmoire de I. Renou, P., 1968, p. 539-63.

В. H. Топоров




 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.