рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Полиник

Полиник (Пolyneikns), в греческой мифологии сын фиванского царя Эдипа и Иокасты, брат Этеокла и Антигоны.
По наиболее древней версии мифа, содержавшейся в эпической поэме «Фиваида», после саморазоблачения Эдипа сыновья потеряли к нему уважение, и однажды Полиник подал отцу вино в золотом кубке Лая, напомнившем Эдипу о совершённом им преступлении. В другой раз братья послали Эдипу не подобающую ему долю мяса (Schol. Soph. О. С. 1375). Еврипид добавляет к этому, что сыновья заточили Эдипа в глубине дворца, чтобы заглушить в людях воспоминание о своём позорном рождении (Eur. Phoen. 63-66). Разгневанный Эдип дважды проклял сыновей, завещав им делить наследство с мечом в руках, пока они не убьют друг друга (Aeschyl. Sept. 785-790; Eur. Phoen. 66-68, 874-877; Soph. О. С. 789 след.). Поэтому Полиник условился с Этеоклом, что они будут царствовать в Фивах поочерёдно.
Однако Этеокл, выступающий чаще как старший из двух, не уступил трона Полинику, а изгнал его из Фив.
По другой версии, Полиник был старшим и во время своего правления изгнал из Фив Эдипа (Soph. О. С. 1352-1359) или, во всяком случае, не мешал его изгнанию; затем сам Полиник был изгнан Этеоклом. В результате Полиник нашёл прибежище в Аргосе у Адраста, богатыми подарками привлёк на свою сторону его дочь, женился на ней (по другой версии, Адраст сам выдал дочь замуж за Полиника) и убедил тестя организовать поход против Фив, чтобы вернуть утраченную царскую власть (Eur. Phoen. 69-80, 473-493; Apollod. III 6, 1-3; Hyg. Fab. 67) (см. Семеро против Фив). Как инициатор захватнической войны против родного города Полиник изображён Эсхилом (Sept. 580-586, 658-671) и Софоклом (О. С. 1370-1392), и само его имя толкуется как «ищущий брани» (polu, «много», netkos, «вражда», «брань»).
Только Еврипид в «Финикиянках» с известным сочувствием рисует Полиника как жертву несправедливости, вынудившей его к применению силы.
В единоборстве у стен осаждённых Фив погибают оба брата (Aeschyl. Sept. 792-802; Eur. Phoen. 1339-1424), но фиванцам под страхом смертной казни запрещается предавать тело Полиника земле. Приказ царя Креонта решается нарушить Антигона, поплатившаяся за это собственной жизнью.

В. Н. Ярхо

Оцените эту статью
Sidebar