рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Питары

Питары (др.-инд. Pitarah, «отцы»), в древнеиндийской мифологии обожествляемые умершие предки, пребывающие на третьем небе. Культ Питаров играл особую роль в погребальных обрядах, относящихся к богу смерти Яме, «господину над Питарами». В «Ригведе» Питарам посвящены два гимна (X 15, 54). Под Питарами обычно понимают первых, древних прародителей, проложивших путь, по которому следуют и недавно умершие. Питары упоминаются в связи с третьим шагом Вишну. Различают разные группы Питаров: вайрупы, навагвы, ангирасы, атхарваны, бхригу, васиштхи. Особенно близкое отношение к Яме имеют ангирасы. Согласно «Атхарваведе» (XVIII 2, 49), Питары населяют воздух, землю и небеса. Они пируют с Ямой и другими богами (PB X 14, 10; AB XVIII 4, 10), участвуют в жертвоприношении сомы (подчёркивается их любовь к напитку). К ним обращаются с просьбами о богатстве, потомстве, долгой жизни. Питары бессмертны (AB VI 41, 3), и о них говорят, как о богах. Иногда им приписываются и космические действия (они украшают небо звёздами, устанавливают тьму и свет, порождают зарю, обнаруживают спрятанный свет и т. п.). Путь Питаров отличен от пути богов, подобно тому как мир Питаров (pitrloka) противопоставлен миру богов (svarga loka) (Шат.-бр. VI 6, 2, 4). Тем не менее, согласно «Ваю-пуране» и «Хариванше», первые Питары были сыновьями богов, тогда как сами боги, пренебрёгшие Брахмой, были прокляты им и обращены в безумцев. Иногда Питарами называют десятерых Праджапати, прародителей людей. Культ Питаров имеет глубокие индоевропейские корни (ср. также польск. dziady, рус. «деды» и т. п.).

Лит.: Сaland W., Altindischer Ahnenkult, Leiden, 1893.

В. Н. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar