рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Петр

Петр (греч. Пetros, перевод арам. Kepha — Кифа, «камень»), в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, брат Андрея. Первоначальное имя — Симон, Кифой наречён Иисусом Христом в момент призвания или избрания двенадцати апостолов (Ио. 1, 42; Мк. 3, 16; Матф. 16, 18). Петр — сын Ионы (Матф. 16, 17) или Иоанна (Ио. 1, 42, 21, 15 и др.), происходил из города Вифсаида в Галилее (Ио. 1, 44), до встречи с Христом жил в Капернауме (Мк. 1, 21 и 29), занимаясь рыболовством (Мк. 1, 16). История призвания Петра излагается по-разному: Христос увидел Симона, рыбачившего вместе с Андреем на море Галилейском, и позвал обоих за собой, прибавив: «Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1, 16-18; мотив рыболовства обретает сакральный смысл, смежаясь с архетипами воды и рыбы, важными для христианского символизма); Симона привёл к Христу Андрей, первым последовавший за Христом (Ио. 1, 40-42).
Петр занимает особое положение среди апостолов: его именем открывается перечень двенадцати избранных (Матф. 10, 2; Мк. 3, 16; Лук. 6, 14), о нём Иисус Христос говорит: «Ты Пётр, и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют её», ему предназначает ключи небесного царства (Матф. 16, 18-19), его Христос учреждает пастырем над своими «агнцами» (Ио. 21, 15-17). По преданию евангелистов, Петр непрестанно свидетельствует Христу свою любовь и преданность, но по свершении тайной вечери Христос предрекает его троекратное отречение «в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух» (Матф. 26, 34-35; ср. Мк. 14, 27-31; Лук. 22, 31-34; Ио. 13, 37-38). Уже во время молитвы Христа в Гефсиманском саду, начальной точке крестного пути, трое ближайших учеников (в их числе Петр) подпали сонливости и были укоряемы Христом (Матф. 26, 37-46; ср. Мк. 14, 33-42; Лук. 22, 40-46). Когда же Христос был схвачен и приведён к первосвященнику Каиафе, Петр, последовавший за учителем и узнанный людьми, не только трижды отрекается, но клянётся и божится, что не знает Иисуса. Пение петуха напоминает ему пророчество Христа и вызывает слёзы раскаяния (Матф. 26, 69-75; Мк. 14, 66-72; Лук. 22, 56-62; Ио. 18, 17 и 25-27). Некоторые новозаветные тексты указывают, что Петр был первым из апостолов, кому является по воскресении Христос (Лук. 24, 34; 1 Кор. 15, 5). Христос облекает его пастырской властью — после троекратного вопрошения о любви, снимающего троекратность отречения Петра (Ио. 21, 14-17). В дальнейшем Петр проповедует, крестит новообращённых, совершает чудесные исцеления, воскрешает из мёртвых благочестивую девицу Тавифу (Деян. 9, 36-42). Ирод Агриппа, желая угодить иудеям, заключает Петра в темницу, откуда его чудесно выводит ангел (12, 1 — 11; 5, 17-23; 16, 22-26). Проповедническая деятельность Петра разворачивается преимущественно на востоке: по традиции считается, что Петр — учитель иудеев, а Павел — язычников (Гал. 2, 7-8) и что Петр некоторое время занимал антиохийскую кафедру (см. рис.: Здесь будет изображение). Апокрифические предания прочерчивают последующий путь Петра из Сирии в Каппадокию, Галатию и Понт, где он длительное время епископствует в Синопе вместе с Андреем и откуда, расставшись с братом, отправляется в Рим. Подвижничество и мученическая смерть Петра в Риме — источник многих легенд. С начала 3 в. у церковных писателей встречаются упоминания легенды о состязании Петра с самаритянским магом Симоном (Симон маг), который с демонской помощью показывал римлянам чудеса магии, выдавая себя за бога, и был посрамлён Петром В первоначальном виде легенда содержалась в апокрифических «Деяниях Петра», породивших ряд позднейших апокрифов, повествующих также о мученичестве Петра. Согласно последним, Петр, отвращая своей проповедью многих женщин от брака и порочной жизни, навлекает на себя ненависть римских властей (обычный для древней агиографии мотив). Поддавшись уговорам учеников, предупредивших его об опасности, Петр ночью покидает Рим. За городскими воротами он встречает Иисуса Христа, обращается к нему с вопросом: «Куда идёшь, господи?» (лат.: Quo vadis, Domine?) и слышит в ответ: «В Рим, чтобы быть снова распяту». С этими словами Христос возносится на небо, а Петр, поняв, что этим предрекается его собственная мученическая смерть, возвращается в Рим. Здесь он схвачен и приговорён к кресту. Не желая оскорбить бога, уподобившись ему в роде смерти, Петр просит распять его вниз головой. Будучи распят, Петр обращается к народу с проповедью тайны креста: крест обращённый (перевёрнутый) — символ Адама, грехопадение которого извратило божественный строй, а прямостоящий — символ Христа, восстановившего этот изначальный порядок; вертикальный устой крестного дерева символизирует логос, слово, божественное в богочеловеке, а горизонтальная перекладина — человеческую природу в нём. Окончив проповедь, Петр испускает дух. Мученичество Петра и Павла относят обычно к эпохе нероновых гонений. Римское (как и антиохийское) предание рассматривало Петра как основателя местной епископии (преемство по отношению к «князю апостолов» было истолковано западной традицией как обоснование примата папы среди епископов).
Помимо «Деяний Петра» известно ещё несколько древних апокрифов, носящих его имя: «Евангелие от Петра», «Откровение Петра», «Керигма Петра» и др.
Христианская иконография часто совмещает образы Петра и Павла. К 4 в. окончательно складывается иконографический тип, в соответствии с которым Петр изображается с широким лицом, курчавыми волосами и округлой бородкой (в отличие от узколицего, лысого и длиннобородого Павла). Одиночные изображения Петра в восточной иконографии почти не встречаются, зато постоянны на Западе. Западное средневековье, видящее в Петре основоположника римской церкви, изображает его в папском облачении, а позже — в тиаре (напр., статуя на северном портале Шартрского собора, нач. 13 в.). Древний атрибут Петра — пастырский посох с крестом — с нач. 5 в. вытесняется ключами, обычно — двумя (от райских и адских врат), редко — тремя. Вручение Иисусом Христом ключей Петра (лат. traditio clavium) — постоянный мотив иконографии (напр., мозаика в мавзолее святой Констанцы, 4 в., Рим; средневековые миниатюры). Не менее важен образ Петра — привратника и ключаря небесного для такого жанра средневековой литературы, как видения загробного мира, и фольклора (ср. фаблио о виллане, пробравшемся в рай). В западном фольклоре Петр выступает также спутником в странствиях явившегося на землю Христа [в русских сказках эта роль отводится обычно Николаю Угоднику или апостолу Иоанну; ср. учение исмаилитов в исламе, где Петр (Бутрус) как «самит» (араб. «молчащий») сопровождает Христа (Ису) как «натика» (араб. «говорящий»), что соответствует роли Аарона при Моисее и Али при Мухаммаде].
В иконографии страшного суда образ Петра соотносится с образом Моисея (ту же параллель можно усмотреть в изображениях легендарной сцены в темнице, где Петр чудесно источил воду из камня). В отличие от византийской и древнерусской иконографии, в основном ограничивающей себя при изображении деяний Петра и Павла пределами новозаветных эпизодов, западное искусство широко использует апокрифические мотивы, такие, как борьба Петра с Симоном магом, встреча с Христом в момент бегства из Рима (Quo vadis? напр., картина А. Карраччи), распятие Петра (картина Караваджо (см. рис.), фреска Микеланджело). Используются и новозаветные сюжеты: сон учеников и слёзы раскаявшегося в отступничестве Петра (Эль Греко), освобождение Петра ангелом из темницы (Рафаэль) см. рис., воскрешение Тавифы и др.

Лит.: Lietzmann H., Petrus und Paulus in Rom, Bonn, 1915; Lipsius R. A., Die Apokryphen, Apostelgeschichten und Apostellegenden, Bd 2, Amsterdam, 1976.

O. E. Нестерова
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Пётр, С. 7. Мифы народов мира, С. 6149 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 310)]

Оцените эту статью
Sidebar