рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Пеколс

Пеколс, Пикулюс (Pecols, Pocols, Pocclus, Poccolus, Picullus, Pykullas), в прусской мифологии бог подземного царства и тьмы. Наиболее достоверно реконструируемая форма — *Pikulas; ср. др.-прус. pikuls, «чёрт»; латыш, pikuls, pikals, литов. pнktas, «злой, плохой»; peikti, «порицать, хулить»; pykti, «сердиться, гневаться»; paikti, «глупеть, дуреть»; paikas, «глупый», и т. п., а также праслав. *рькъlъ, «чёрт» (см. также Пекло), и др. На образ Пеколса повлияли христианские представления о чёрте и аде-пекле. В списках прусских богов 16-17 вв. вслед за Пеколсом выступает Поколе (Pocols, Pocclus, Poccolus) — божество, наименование которого возникло путём взаимодействия имён *Pikul(a)s — Пеколс и *Potols — Патолс (см. в ст. Патолс). Вторичное божество Поколc продолжает функции Пеколса: cв «Constitutiones Synodales» (1530) Поколc и Пеколс сопоставляются с римскими фуриями и Плутоном. Согласно «Судавской книжечке» (1563), Пеколс — бог преисподней и тьмы, Поколc (Поклус) — летучие духи и черти или их божество. Для Поколса характерна тенденция к обозначению целого класса злых духов: у Бреткунаса (кон. 16 в.) — Pecolli, Pekelle, Pikoliuni, y M. Преториуса (17 в.) — кобольды и т. п. В списках богов Пеколс и Поколc следуют за Перкунсом (Перкунасом) и, по-видимому, замещают Патолса, занимающего ту же позицию в других списках, что позволяет предположить изначальное единство Патолса и Пеколса-Поколса как божества подземного мира, повелителя мёртвых. По-видимому, в восточнобалтийской мифологии, помимо главных божеств преисподней — Велса, Велняса, — известен был персонаж, аналогичный Пеколсу: ср. обозначение злой души, чёрта в источнике 1573 — pikщlas, упоминание Преториусом Пеколса как бога гнева и несчастья, вызывающего страх у людей (ему подвластен дух Дребкулис, производящий землетрясения), а также упоминания бога гнева в источниках 18 в. — Pikuls y Бродовского, Pikullus y Руига, современные местные литовские названия чёрта — pikcius, pikciukos. Появление горного божества Pihkols, Pihkals в сочинениях по латышской мифологии Я. Ланге и Г. Ф. Стендера (18 в.) объясняется смешением старого названия чёрта, злого духа, с латыш. pie-kalne, «предгорье».
Лит.: Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972; Krappe A. H., Pikuls. Ein Beitrag zur baltischen Mythologie, «Indogermanische Forschungen», 1937, Bd 50; Pisani V., Zu balt. Pikuls, там же; Buga К., Dievai Pikulas ir Patulas, в его кн.: Rinktiniai Rastai, t. 2, Vilnius, 1959.

В. В. Иванов,
В. H. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar