рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Нарака

Нарака (др.-инд. nбraka), в древнеиндийской мифологии ад или совокупность адов. О «подземном доме», в котором демоны терзают грешников, впервые говорится в «Атхарваведе» (II 14; V 19). По более поздним представлениям, Нарака разделён на 7, или на 21 («Законы Ману», IV 88-90), или на 28, или на 50 кругов, расположенных друг за другом под подземным миром паталой. На верхней границе Нараки находится столица царства Ямы — Ямапуpa, где определяется участь умершего. В соответствии с семичленным делением Нараки первый круг (пут) отведён для бездетных; второй (авичи) — для душ, ожидающих нового воплощения; в третьем (самхате) и четвёртом (тамисре) наказывают за сравнительно незначительные проступки, и только последние три круга, погружённые в вечную тьму, предназначены для злостных преступников. В пятом круге (риджише) их непрерывно терзают змеи, ядовитые насекомые, дикие звери и птицы, как бы воплощающие в себе укоры совести. Через шестой круг (кудмалу) течёт подземная река Вайтарани, полная крови и нечистот, в которых грешники задыхаются. А ещё ниже лежит седьмой круг, бездонная какола, или собственно Нарака. Здесь в кромешной тьме светится одна только пылающая яма, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники; рядом демоны раздирают их на части раскалёнными щипцами, сбрасывают на остроконечные деревья, варят в масле и т. п. Пытки особенно мучительны из-за того, что все чувства грешников предельно обострены. И самое главное: в отличие от тех, кто пребывает в верхних шести кругах и кто по истечении определённого срока мучений получает новое рождение на земле, обитатели седьмого круга должны страдать до конца кальпы, т. е. до тех пор, пока не погибнет вся вселенная (Брахма-пур. 22; Вишну-пур. II 6 и др.).

П. А. Гринцер

В буддийской мифологии Нарака (санскр. niraya, naraka) — одна из шести сфер бытия в сансаре. Нарака — самое неблагоприятное место для перерождения, но все адские мучения не считаются вечными, так как после преодоления плодов неудачной кармы любое существо может возродиться в более высоких сферах и даже достичь нирваны. Более того, будды и бодхисатвы могут, побуждённые состраданием, сами отправиться в Нараку, чтобы избавить тамошних обитателей от страданий и направить их в более высокие состояния вплоть до нирваны. Таким образом, несмотря на то что описания Нараки напоминают описания христианского ада, в сотериологическом контексте Нарака соответствует скорее католическому чистилищу. В Нараке живые существа (в том числе и люди) попадают за тяжкие преступления: убийства (включая животных), обман, самоубийства, клевету на будд и бодхисатв и т. д. Категории мучений различаются в зависимости от вида Нараки (разрезание, сжигание, раздавливание, замораживание и т. д.). Однако после смерти мучившиеся в Нараке существа оживают и жизнь начинается сначала. Общее описание Нараки одинаково во всех основных школах буддизма. Главными Нараками считают восемь жарких и восемь холодных. Кроме того, имеются ещё второстепенные, т. н. соседствующие и случайные Нараки. Жаркие расположены под Джамбудвипой (мифологическое название Индии) один под другим, причём ужасающие свойства их нарастают в соответствии с удалённостью от поверхности земли (самым ужасным считается авичи). В четырёх сторонах от жарких Нарак находятся соседствующие ады (напр., наполненная кипятком и пеплом река Вайтарани). Холодные Нараки расположены на краях мира, случайные Нараки могут находиться в любых местах (в горах, в реках, пустынях и т. п.). Продолжительность пребывания в Нараке колеблется от относительно малого количества лет в случайных до целых кальп в авичи. В народном буддизме Нараки считаются реально существующими, но в философском буддизме (особенно в ваджраяне) их рассматривают как сотворение собственной психики.

Лит.: Garn Po Rin Po Chhe, The Jewel ornament of liberation transi, from the Tibetian, L., 1969, p. 56-62; Waddell L. A., The Buddhism of Tibet or lamaism, Camb., 1974.

Л. Э. Мялль

Оцените эту статью
Sidebar