Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Мардук

Мардук

Мардук [аккад., возможно, от шумер. Амар-Уту(к), "телёнок Уту"; иногда имя этимологизируется как Мар-Дуку, "сын Дуку"], центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине 3-го тыс. до н.э., как бог-покровитель Вавилона упоминается уже во время III династии Ура (22 в. до н.э.). Центральным божеством становится с возвышением Вавилонии во время I Вавилонской династии (19-16 вв. до н.э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты других божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи Мардуку, первородному сыну Эйя (шумер. Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство ("энлильство") над людьми и возвышают над всеми игигами (небесными богами). Видимо, в это же время Мардук идентифицируется с шумерским Асаллухи. Среди многочисленных заимствованных эпитетов и качеств Мардука преобладают связанные с Энки и Асаллухи: подчёркиваются мудрость Мардука, искусство врачевания, заклинательные силы. Мардук получает также функции водного божества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к Мардуку переходит титул "судья богов". Основные эпитеты Мардука - "владыка богов", "отец богов". Супруга Мардука - Царпаниту, сын - Набу. Главный храм - Эсагила. Наиболее последовательно возвышение Мардука проводится в аккадской космогонической поэме "Энума элиш", конечная цель создания которой - обосновать и утвердить право Мардука на господство над всеми древними богами и над вселенной, для чего Мардук получает шумерскую генеалогию и становится героем - победителем древних космических сил. Согласно поэме, Мардук был зачат Эйя в "жилище Апсу", возведённом Эйя над убитым им Апсу (шумер. Абзу, воплощение первозданной водной стихии); мать Мардука - богиня Дамкина (шумер. Дамгальнуна). Мардук описывается как "ребёнок-солнце", божественное дитя, во всём превосходящее предшествующие поколения богов. Когда Тиамат, супруга Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа, всех богов охватывает страх; один Мардук согласен сразиться с войском Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет богов и сделали верховным божеством. Устраивается пиршество, на котором Мардук демонстрирует могущество своего "слова": по его приказанию исчезает и вновь появляется звезда (в прежних толкованиях - одеяние). Боги, потрясённые могуществом Мардука, избирают его своим главой и благословляют на битву. Мардук вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им против одиннадцати чудовищ войска Тиамат, вступает в сражение. Он вгоняет в разинутую пасть Тиамат "злой ветер", так что та не может закрыть рот, поражает её стрелой, расправляется с её свитой, отнимает у убитого им Кингу таблицы судеб (определявшие движение мира и мировых событий и обеспечивавшие их обладателю мировое господство). Далее Мардук творит мир. Он рассекает тело Тиамат на две части, из нижней делает землю, из верхней небо (запирая его на засов и приставляя стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю). Богам Ану, Энлилю и Эйя Мардук определяет их владения, а небесным светилам - их пути, разделяет 600 богов на 300 верхних, небесных и 300 нижних, подземных; по плану Мардука боги создают человека. Благодарные боги строят Мардуку "небесный Вавилон" с храмом Эсагила, провозглашают пятьдесят имён Мардука (в числе которых - "господин стран", титул Энлиля), передающих ему власть практически всех главных богов аккадского пантеона. Так Мардук получает власть не только на основании законной преемственности, но и по праву сильнейшего. Кроме "Энума элиш" Мардук является активным участником мифа об Эрре, который обманным путём отбирает (на время) власть у "отца богов" и чинит страшные разрушения и убийства (изложение мифа см. в ст. Эрра). С 14 в. до н.э. культ Мардука распространяется в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с Мардуком идентифицирующийся и заменяющий его. Известны гимны и молитвы к Мардуку, a также стихотворное произведение времени царя Синах-хериба (705-680 до н.э.). Символы Мардука - секировидный топор, зверь - дракон Мушхуш. В тексте новоассирийского времени с частями тела Мардука сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определённую роль в его культе: "его главные внутренности - львы, его малые внутренности - собаки, его спинной хребет - кедр, его пальцы - тростник, его череп - серебро, излияние его семени - золото".

В. К. Афанасьева

 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.