Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Кубаба

Кубаба

Кубаба  (клинописи. Ku-ba-ba, иероглиф. лувийск. Ku-KUBABA-pa-pa, в выполненной древнесемитским письмом малоазиатской надписи - квв, фригийск. Kybebe), в лувийской и хурритской мифологиях богиня. Во 2-м тыс. до н.э. Кубабе поклонялись как местному божеству города Кархемиш (Северная Сирия). Наиболее раннее упоминание Кубабы в Северной Сирии содержится в надписи 1-й половины 2-го тыс. до н.э., где названо лувийское имя её жрицы. В староассирийских документах из Малой Азии начала 2-го тыс. до н.э. есть указания на должность евнуха-жреца (аккад. Китчит) богини Кубабы. Предполагается связь Кубабы с сирийским сакральным евнухом-жрецом Kombabos. Гипотеза У. Олбрайта о происхождении имени Кубабы из древнемесопотамского Kъ. Baba ("священная Баба") не получила общего признания. Увеличение хурритского влияния на хеттскую мифологию привело во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. к включению Кубабы в число основных божеств хеттского пантеона [новохеттский (13 в. до н.э.) список богов столицы хеттов города Хаттусаса]. После падения Хеттского царства (нач. 12 в. до н.э.) Кубаба почиталась в области Хаттусаса (заселённой фригийцами) как Кубебе-Кибела, главное женское божество (Великая мать) фригийского пантеона и была заимствована позднейшей греческой эллинистической мифологией (Кибела).
      В иероглифических лувийских надписях начала 1-го тыс. до н.э. из Северной Сирии и южной Малой Азии Кубаба - в числе главных лувийских божеств и её изображения упоминаются чрезвычайно часто; в надписи 9 в. до н.э. из Кархемиша сообщается, что правитель Катувас возродил в этом городе культ Кубабы. Кубаба упоминается и в ассирийских текстах рубежа 1-2-го тыс. до н.э. Изображения Кубабы и позднейшей Кибелы, сидящей на троне между двух львов, продолжают традиции древнемалоазийского культа богини плодородия, восходящие к культуре Чатал-Хююка 6-го тыс. до н.э.

   Лит.: Струве В. В., Иштарь-Исольда в древневосточной мифологии, в сб.: Тристан и Исольда, Л., 1932; Albright W. F., The Anatolian Goddess Kubaba, "Archiv fьr Orientforschung", 1928-29; Bd 5; его же, From the stone age to christianity. Monotheism and the historical process, Balt., 1940; p. 325; его же, History, archaeology and Christian humanism, N. Y., 1964; p. 148; Laroche E., Koubaba, dйesse anatolienne et le problиme des origines de Cybиle, в сб.: Elйments orientaux dans la religion grecque ancienne, P., 1960; Gurney O. R., Some aspects of Hittite religion, L., 1977 (The Schweich lectures), Oxf., 1977; Meriggi P., Manuale di eteo geroglifico, pt 2-Testi, seria 2-3, Roma, 1975 (Incunabula graeca, v. 15); Benveniste E., La legende de Kombabos, в сб.: Mйlanges syriens offerts а R. Dussaud, v. 1, P., 1939.

В. В. Иванов

 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.