рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Иаков

Иаков (евр. jaakob), Израиль, в ветхозаветном предании патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, легендарный родоначальник «двенадцати колен Израиля» (см. Двенадцать сыновей Иакова). Имя Иакова — возможно, сокращенная форма более древнего теофорного имени от семитск. aqaba, «охранить» со значением «бог да поможет, да охранит» (jaakub-el), переданного посредством клинописного Ya-akh-qъ-ub-El, Ya qu-ub-El в архивах начала 2 го тыс. до н. э. месопотамского г. Киша и посредством J kb, r в египетских источниках 2-го тыс. до н. э.
Еще в утробе матери начинается соперничество Иакова с его братом-близнецом Исавом, во всем ему противоположном. Услышав, как сыновья ее в утробе стали биться, Ревекка спрашивает бога об этом и тот отвечает: «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и старший будет служить младшему» (Быт. 25, 23). Первым из близнецов появляется на свет Исав (поэтому он считался первородным сыном), «потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков» (25, 26; отсюда народная этимология имени Иакова, связавшая его с евр. aqeb, «пята», «подошва», что переосмысливалось как название плута, трикстера, обманщика). Иаков описывается как «человек кроткий, живущий в шатрах» (25, 27) в отличие от зверолова Исава, «человека полей». Воспользовавшись голодом усталого Исава, Иаков покупает у него за кушанье из чечевицы (за «чечевичную похлёбку») право первородства (25, 29-34). По наущению матери Иаков (ее любимец) приносит состарившемуся и ослепшему отцу еду, выдавая себя за Исава (чтобы отец не раскрыл обмана, ощупывая сына, — ибо Иаков был «гладок», а Исав «космат» — мать обложила руки и шею Иакова шкурой козлят); так обманом Иаков получает от отца благословение как первородный сын (а тем самым и преимущественные права на плодородный Ханаан, тогда как Исаву достаётся сухая и скалистая область Эдом). Спасаясь от гнева брата-близнеца, Иаков (вновь по совету матери) отправляется в Харран (в Месопотамии) к своему дяде по матери Лавану Арамеянину. По дороге в Харран в месте, которое он затем назвал Вефиль («дом божий»), Иаков видит вещий сон: лестница, стоящая на земле, касалась неба и по ней восходили и нисходили ангелы Яхве; Яхве, стоящий на лестнице, предрекает Иакову обилие потомства и обещает своё покровительство (28, 12-19).
Живя у Лавана, Иаков полюбил младшую дочь его красавицу Рахиль (которую встретил, ещё подходя к Харрану, у колодца, куда Рахиль привела поить овец) и отслужил за неё дяде 7 лет. Но Лаван обманом дал ему в жёны Лию, старшую свою дочь. Вскоре Иаков получает в жёны и Рахиль, но за неё он должен отслужить ещё 7 лет. От двух дочерей Лавана и от двух их служанок (Зелфы — служанки Лии и Валлы — служанки Рахили) у Иакова родятся двенадцать сыновей и дочь Дина. После рождения сына Иосифа Иаков решает вернуться из Месопотамии в родную землю. У Лавана, желающего его вознаградить, он просит только пестрых овец и пятнистых коз, поголовье которых в стаде Иакова быстро выросло. Иаков рассказывает своим сон, приснившийся ему в то время, когда скот зачинает: явившийся ему во сне ангел сказал: «возведи очи твои и посмотри; все козлы, поднявшись на скот, пёстрые, с крапинами и с пятнами» (30, 10; скотоводческая символика). В том же сне бог велит Иакову вернуться на родину, в землю Ханаанскую. Не простившись с Лаваном, Иаков уходит со своими детьми и жёнами, но Лаван догоняет их и пытается отыскать у них идолы богов, тайно увезённые Рахилью, однако той удаётся скрыть их от Лавана. Во время ночёвки в месте, позднее названном Иаковом Пенуэл, Иаков борется с богом (в Быт. 32, 24 этот противник Иакова назван «некто»), который так и не может одолеть Иакова, повреждая ему только жилу в бедре (этиологический миф, поясняющий, почему «сыны израилевы не едят жилы, которая в составе бедра», 32, 32). Боровшийся с Иаковом даёт ему новое имя — Израиль и благословляет его (как первородного сына). Иаков встречается с Исавом, примирившимся с ним. Он селится в Ханаане, в Сихеме. Но после насилия, совершённого Сихемом, сыном князя той земли, над дочерью Иакова Диной, и мести сыновей Иакова жителям города Иаков покидает Сихем и по повелению бога идёт в Вефиль. Под дубом близ Сихема он закапывает всех идолов чужих богов, а в Вефиле ставит жертвенник Яхве, явившемуся ему в этом месте, когда он некогда в страхе перед братом бежал в Месопотамию.
На пути из Вефиля в Ефрафу (Вифлеем) у Иакова и Рахили рождается младший, 12-й сын — Вениамин, но Рахиль, любимая жена Иакова, умирает при родах.
Когда Иаков приходит к своему отцу Исааку в Мамре, тот умирает, и Иаков с Исавом погребают его.
Во время голода в Ханаане Иаков посылает сыновей в Египет, где они узнаны Иосифом, их братом, некогда проданным старшими братьями в рабство, но ставшим фактическим правителем Египта (см. в ст. Иосиф). Иосиф, любимый сын Иакова, посылает по приказанию фараона своих братьев за отцом. По дороге в Вирсавии бог является Иакову, обещает пойти с ним в Египет и говорит, что Иосиф своей рукой закроет ему глаза. Иаков со всем своим родом, взяв всё имущество, приходит в Египет и селится в земле Гесем (иначе Раамсес, Быт. 47, 4, 11, 27). Здесь Иаков прожил ещё семнадцать лет. В возрасте ста сорока семи лет Иаков перед смертью произносит слово, благословляющее его сыновей, каждому из которых Иаков даёт краткое напутствие (Быт. 49). Сыновья хоронят его в Ханаане на родовом кладбище в пещере Махпела возле дубравы Мамре (Мамврия). См. рис: здесь будет изображение.
Большинство современных исследователей отрицает историчность Иакова и видит в нём персонификацию племенной группы, родоначальником которой он признавался; перемена имени на Израиль связывается с принятием этой группой культа бога (el), которому Иаков ставит священный камень (Быт. 33, 20). Цикл сказаний об Иакове составился из элементов различного характера, возникших в разных местах и в разное время. Наиболее древние реальные части повествования об Иакове связаны с рассказами о пребывании в Египте и о некоторых из исторических мест, приуроченных в предании к повествованию о Дине. К историям Иакова и Исава, Иакова и его дяди Лавана найдены параллели в клинописных табличках 2-го тыс. до н. э. из Нузи. В частности, во взаимоотношениях Иакова и Лавана, в браках Иакова с двоюродными сестрами могли отразиться характерные для ранней исторической эпохи обычаи, связывавшие особенно тесно племянника — сына сестры и его дядю, а также брачные связи между родственниками (см. Инцест). Позднейшая циклизация повествований об Иакове и Иосифе (с характерным фольклорным мотивом любимого сына, изводимого старшими братьями, но в конце над ними властвующего), о 12 сыновьях Иакова и соответственно о Иакове-Израиле как легендарном предке всех колен Израиля может быть отнесена к значительно более поздним результатам работы мифологической мысли, как и окончательное оформление повествования о Иакове и Исаве, отражающего позднейшую историческую судьбу Эдома, возводившегося к Исаву. Рассказ о соперничестве Иакова и Исава носит характерные черты близнечного мифа. В какой-то мере с мифопоэтической мыслью на её позднем этапе может быть связано и представление об Иакове как человеке, постоянно поддерживающем связь с богом посредством видений и снов (особенно характерна увиденная Иаковом во сне лестница с ангелами — посредниками между богом и человеком). Рассказ о том, как Иаков ночью борется с богом и получает новое имя, соответствует схеме ночного посвящения (напр., шаманского) в восточных традициях.
Многие сюжеты истории Иакова получили широкое распространение в литературе и изобразительном искусстве. Среди популярных сцен — «лестница Иакова», борьба с богом (в образе ангела), встреча с Рахилью (см. рис.: здесь будет изображение). В литературе 20 в. замечательную попытку исторической (и в то же время иронической) реконструкции мифа об Иакове, предстающего как воплощение «ассоциативной многослойности» мифопоэтического мышления предпринял Т. Манн в романе «Иосиф и его братья». Иаков в романе Манна предстаёт средоточием мифологических архетипов, соотносясь одновременно и со своими мифологическими прообразами в прошлом (Ноем, Авелем, Авраамом), и с Иосифом, чья история оказывается в существенных чертах параллельной судьбе Иакова.

Лит.: Александров Н., История еврейских патриархов по творениям святых отцов и древних церковных писателей, Казань, 1901; Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М., 1976, с. 327-39; Струве В. В., Израиль в Египте, П., 1920; Abts H., Das Mythologische und Religionsgeschichtliche in Th. Manns Roman «Joseph und seine Brьder», Bonn, 1949; Ackroyd P. A., Hosea and Jacob, «Vetus Testamentum», 1963, v. 13; Lehming S., Die Erzдhlungen von der Geburt der Jakobssцhne, там же; Eissfeldt O., Stammessage und Novelle in den Geschichten von Jakob und von seinen Sцhnen, в его кн.: Kleine Schriften, Bd 1, Tьbingen, 1962; Elliger K., Der Jakobskampf am Jabbok, «Zeitschrift fьr Theologie und Kirche», 1951, Bd 48; Maag V., Jacob — Esau — Edom, «Theologische Zeitschrift», 1957, No 13.

В. В. Иванов

Оцените эту статью
Sidebar