Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Главная
Гильгамеш

Гильгамеш

Гильгамеш  , шумерский и аккадский мифоэпический герой (Гильгамеш  аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, восходит к форме Бильга-мес, что, возможно, значит "предок-герой"). Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Гильгамеша реальной исторической личностью - пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. 27-нач. 26 вв. до н.э.). Очевидно, вскоре после смерти Гильгамеш  был обожествлён; его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встречается уже в текстах из Фары (26 в. до н.э.). В "царском списке" III династии Ура Гильгамеш   выступает уже как мифическая личность: продолжительность его правления 126 лет, его отец-демон (лила). В эпических текстах Гильгамеш  сын урукского правителя Лугальбанды и богини Нинсун (возможно, исторический Гильгамеш  был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со 2-го тыс. до н.э. Гильгамеш  стал считаться судьей в загробном мире, защитником людей от демонов  "здесь будет изображение". В официальном культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частности Ур-Намму, основатель династии, возводят к Гильгамеш  свой род). Гильгамеш  - наиболее популярный герой из числа трех героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Гильгамеш  ). Сохранилось пять шумерских эпических песен о Гильгамеш  : 1) "Гильгамеш и Ага" - сказание о борьбе Гильгамеша  с Агой, правителем северного объединения шумерских городов во главе с Кишем. Кульминационный момент рассказа - появление Гильгамеш  на городской стене Урука, смятение вражеского войска при виде его и победа над войсками Аги (единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого чисто эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала); 2) "Гильгамеш   и гора бессмертных" - рассказ о походе Гильгамеша  во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе "славного имени", борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой), убийстве Хувавы с помощью чудесных помощников и гневе бога Энлиля за этот подвиг Г.; 3) "Г. и небесный бык" - плохо сохранившийся текст об умерщвлении Г. небесного быка - чудовища, насланного на Урук богиней Инанной; 4) "Гильгамеш  , Энкиду и подземный мир" - Гильгамеш  убивает по просьбе богини Инанны исполинскую птицу Анзуда и волшебную змею, поселившихся в чудесном дереве хулуппу, посаженном богиней в ее саду. Из корней и ветвей дерева он делает "пукку" и "микку" (барабан и барабанные палочки?), но они проваливаются в подземный мир. Энкиду (в шумерской традиции слуга Гильгамеш  ) берется их достать, но, не выполнив магических наказов Гильгамеш  , остается там навсегда Г. удаётся мольбами вызвать дух Энкиду на поверхность, и тот рассказывает Г. о мрачной и безнадежной жизни умерших в подземном царстве; 5) "Гильгамеш   в подземном мире" (иначе "Смерть Гильгамеш  ") - Гильгамеш  приносит в подземный мир дары владычице подземного царства Эрешкигаль и другим богам, составляющим ее придворный штат.
  Наибольшей разработкой образа Гильгамеш  отличается аккадский эпос о Гильгамеш  Сохранилось три версии большой эпической поэмы. Самая ранняя дошла в записи первой четверти 2-го тыс., но, видимо, восходит к последней трети 3-го тыс. до н.э., наиболее полная - приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни (дошла в записях 7-6 вв. до н.э.) - поэма "О все видавшем" - одно из самых выдающихся поэтических произведений древневосточной литературы; изложена в двенадцати песнях - "таблицах", из них последняя - дословный перевод с шумерского второй части песни "Гильгамеш  , Энкиду и подземный мир" и композиционно с поэмой не связана.
  По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку могучего Гильгамеша  , который отбивает женщин у граждан в то время, как они выполняют тяжелые городские повинности, богиня Аруру создаёт дикого человека Энкиду - он должен противостоять Гильгамешу  и победить его. Энкиду живет в степи и не подозревает о своём предназначении. Гильгамеша  посещают видения, из которых он узнаёт, что ему суждено иметь друга. Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий могучий муж, который защищает животных и мешает охотиться, Гильгамеш  посылает в степь блудницу, полагая, что если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается. Далее происходит встреча Гильгамеша  с Энкиду, который вступает с Гильгамешем  . в поединок на пороге спальни богини Ишхары (Иштар; в поэме чужеземная богиня Ишхара заменяет Иштар, Иштар в поэме - отрицательный персонаж, враждебный Гильгамеш  ). Ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это делает их друзьями. Гильгамеш   и Энкиду совершают вдвоем множество подвигов; сражаются со свирепым Хумбабой, хранителем горных кедров, с чудовищным быком, насланным на Урук богиней Иштар за отказ Гильгамеша разделить её любовь. По воле богов Энкиду, разгневавший их убийством Хумбабы, умирает (видимо, вместо Гильгамеша  ). Гильгамеш  , потрясенный смертью друга, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что и сам он смертен. Он проходит подземным путём бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти единственный человек, обретший бессмертие. Гильгамеш  хочет знать, как тот добился этого. Ут-напишти рассказывает Гильгамешу историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь. Но для Гильгамеша , говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберётся. Жена Ут-напишти, жалея Гильгамеша  , уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощанье, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Гильгамеш  с трудом достаёт цветок, но не успевает им воспользоваться: пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Гильгамеш  возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооружённой вокруг города стены. Лейтмотив поэмы - недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчеркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие - это память о его славных делах. Внутреннее развитие образов Гильгамеша  и Энкиду подчинено законам развития эпических образов; уже не благодаря волшебным помощникам, как герои мифологических сказов, а в результате высоких развившихся в них физических и моральных качеств возвышаются они над прочими смертными. Аккадский эпос о Гильгамеше  - создание поэта, который не просто соединил между собой разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно продумал и скомпоновал известный ему материал, придав произведению глубокий философский смысл. Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) еще более подчеркивает основную идею произведения - недостижимость главной цели странствий Гильгамеша  - "вечной жизни".
  Эпос о Гильгамеше был популярен не только среди народов Передней Азии. От 2-го тыс. до н.э. из Палестины и Малой Азии дошел отрывок т.н. периферийной версии аккадской поэмы, а также фрагменты ее перевода на хеттский и хурритский языки. У Элиана (писавшего по-гречески римского поэта 3 в. н.э.) мы находим дальнейшее развитие легенды о Гильгамеше  в виде предания о чудесном рождении героя: царю Урука Зеухоросу (Эухоросу, т.е. шумер. Энмеркару) предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Царь запирает дочь в башню. Она родит сына от неизвестного человека. По приказанию царя стражи сбрасывают младенца с башни. Орел подхватывает мальчика и уносит в сад, где ребенка берет на воспитание садовник. Он называет мальчика Гильгамешем  (греч. Бильгамос). В конце концов тот отбирает у деда царство. Мотив ребенка-подкидыша, воспитанного садовником, по-видимому, заимствован из аккадской легенды о чудесном рождении Шаррукина (Саргона Древнего, 24 в. до н.э.).
  В более поздних текстах (напр., у сирийского писателя 9 в. н.э. Теодора бар Коная) Гильгамеш  уже считается современником Авраама.
  По традиции, с Гильгамешем  связывались изображения героя - борца со львом и диким быком, а также терракотовые фигурки, изображающие духов (гениев) плодородия - мифологический образ более древний, чем исторический Гильгамеш  
  Образ эпического Г. нашел отражение в аккадском искусстве 24-22 вв. до н.э., особенно в глиптике. Скульптуры Г. и Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (8 в. до

н.э.).  "здесь будет изображение"

  Лит.: Эпос о Гильгамеше ("О все видавшем"), пер. с аккад. И. M. Дьяконова, M.-Л. 1961 (лит.); Поэзия и проза древнего Востока, M., 1973, Крамер С. Н. История начинается в Шумере, [пер. с англ.] M., 1965, Schott A., Soden W. von (eds), Das Gilgamesch-Epos Reclam [1958], Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament, ed. J. В. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955.

B. К. Афанасьева









 
« Пред.   След. »
Не стесняемся комментировать

Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.