рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Берёза

Берёза, в восточнославянской мифологии священное дерево Берёза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая Берёза»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чем виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву (Берёза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях). Берёза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями». Как след культа Берёзы можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза. Использование Берёза для изготовления обрядовых символов (как у толка «берёзовщиков» — старообрядцев в Пермской области) имело архаические истоки. Во 2-й половине 19 в. на бересте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям. Сходная обрядовая роль руны со значением «берёза» известна у древних германцев, главный бог которых — Один — пригвоздил себя к мировому дереву, с тем чтобы обрести знание рун. Вероятно существование у восточных славян в древности особого духа Берёзы, подобного прусскому Бирзулису.

Лит.: Зеленин Д. К., Тотемы — деревья в сказаниях и обрядах европейских народов, М.-Л., 1937.

В. В. Иванов,
В. Н. Топоров

Оцените эту статью
Sidebar