рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Бао-гун

Бао-гун («князь Бао»), в китайской народной мифологии справедливый судья, почитаемый как один из судей загробного мира. В основе образа Бао-гун, сановник Бао Чжэн (999-1062), который прославился расследованием запутанных преступлений и своей неподкупностью; он наказывал всех невзирая на лица и даже на родство с императором [ср. китайскую пословицу «Взяткой не подкупишь только Янь-вана (владыку ада) и почтенного Бао»]. Имя Бао Чжэна постепенно вошло в легенды. В одной из них рассказывалось о разрешении Бао-гун дела о мышах-оборотнях. Некий студент по дороге в столицу встретил пять мышей-оборотней и рассказал им о своих домашних. Тогда пятая мышь приняла облик студента и явилась к его жене. Вернувшись, студент увидел двойника и подал жалобу, которая дошла до первого министра. Но облик первого министра приняла четвёртая мышь, и дело ещё более запуталось. Об этом узнали при дворе, но оказалось, что во дворце находятся два государя и две государыни. Двойник оказался и у Бао-гун, призванного на помощь принцем наследником. Настоящий Бао-гун в чудесном сне явился к Юй-ди и доложил обо всем. Юй-ди послал на землю Нефритового кота, и тот изловил мышей. Со временем появились легенды о чудесном рождении Бао-гун, связанном с явлением черноликого духа Куй-сина, ряд сюжетов о сошествии судьи в подземное царство для расследования преступлений, совершённых на земле. Бао-гун обнаруживает исправления в Книге судеб, которые за взятку сделал один из судей загробного мира, добивается у Янь-вана выдачи судьи и казнит его. В поздних представлениях Бао-гун превращается в судью, наказывающего духов в загробном мире (см. Диюй). Бао-гун всегда изображался (в т. ч. и на театральной сцене) с чёрным лицом — символ неподкупности. В 13-14 вв. появились драмы о Бао-гун (более 10). Образ Бао-гун выведен также в ряде средневековых народных повестей [сборник «Луи-ту гунъань», «Дела, разрешённые судьёй Бао (из павильона) Драконова картина», 16-17 вв.], а также в романах «Пин яо чжуань» («Усмирение нечисти», 14 в.) и «Сань ся у и» («Трое храбрых, пятеро справедливых» Ши Юйкуня, 19 в.). В фольклоре он известен также под прозвищем Бао Лун-ту — Бао [из павильона] Драконова картина (Лун-ту — название павильона — дворцовой палаты, где император предавался литературным занятиям и где одно время служил Бао-гун).

Лит.: Рифтин Б., Сказитель Ши Юйкунь и его истории о мудром судье Бао и храбрых защитниках справедливости, в кн.: Ши Юйкунь, Трое храбрых, пятеро справедливых, пер. с кит., М., 1974; Китайские народные сказки, пер. с кит., М., 1972, с, 258 — 62; Чжао Цзин-шань. Бао-гун чуаньшо (Легенды о Бао-гуне), в его кн.: Сяошо сяньхуа (Беседы о прозе), Шанхай, 1937, с. 104-37; Sung biographies, ed. by H. Franke, Wiesbaden, 1976, Bd 16, 2, c. 823-832; Ma Yau-woon. The Pao-kun tradition in Chinese popular literature, Ph. D. Thesis, New Haven, 1971.

Б. Л. Рифтин

Оцените эту статью
Sidebar