рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Балу

Балу, позднее Баал (общесемит. bl, букв. «хозяин», «владыка»), Ваал (греч.), в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов. Наибольшим pacпространением пользовался культ Балу — бога бури, грома и молнии, дождя и связанного с дождем плодородия [именовался также Бабл-Хаддад, позднее Хаддбд (hdd); ср. аккад. Адад]. В Угарите этот бог — главный герой мифов [Алиййбну-Балу, Алиййбн (’аliyn), «силач»], ему посвящен мифологический цикл. Особый интерес угаритской традиции к нему объясняется, видимо, его ролью бога — покровителя Угарита. Балу — сын Илу и Асират, но одновременно его называют сыном Дагана (см. Дагон; возможно, Илу считался отцом Балу как первопредок, по позднему финикийскому преданию, мать Балу, одна из наложниц Урана, в данном случае соответствующего, очевидно, Илу, попала к Дагону, уже будучи беременной от Урана). Имеются упоминания о трёх дочерях Балу, являющихся, одновременно, и его женами: Падарай [(pdry), очевидно, «жироносная», т. е. «питательница»], Талай [(tlу), «росная», т. е. подательница росы] и Арцай [(ars), «земля», богиня земли, возможно, связанная с позднейшим Арцу (см. в ст. Бел) и, вероятно, соответствующая в теогонии Санхонйатона — Филона Гее, супруге Урана (Баалшамема?)]. Сестра и возлюбленная Балу — Анат. Балу именуется богатырём, сильнейшим из героев, скачущим на облаке, князем [Баал-Зебyл (bl zbl) отсюда библ. Beльзевул], возвышенным; известны его изображения в облике быка (символ плодородия) или воина, поражающего землю молнией-копьём. Он живет на горе Цапану («северная», на иврите Цафон, античн. Kacиус, соответствует современному Джебель ал-Акра) и является её владыкой (Баал-Цапани, bl spn). В борьбе богов младшего поколения за власть над миром и богами он фактический властелин вселенной, оттеснивший Илу на задний план. Владыка земли и плодородия, Балу вместе с Анат противостоит хтоническим и связанным с морской стихией разрушительным силам и предстает как умирающий и воскресающий бог. Главный враг Балу — бог смерти и подземного мира Mуту. Согласно мифу, Myту, пожелавший отнять у Балу власть над миром и богами, требует, чтобы тот явился к нему на пир в подземное царство. Устрашенный, Балу оказывает Муту почтение и, по-видимому, является к нему, признавая, таким образом, его власть над собой; впоследствии Балу гибнет, по-видимому, убитый Муту. Илу, Анат и другие добрые боги оплакивают его; Анат с помощью богини солнца Шапаш находит тело Балу и, совершив оплакивание, погребает его на горе Цапану. Анат обвиняет Асират в том, что та враждебна Балу. По настоянию Асират Илу назначает владыкой богов Астара. Анат требует от Муту вернуть Балу и, получив отказ, уничтожает Муту, разрубает, сжигает, размалывает в муку его тело и рассеивает по полю. Балу воскресает и возвращает себе власть. Муту появляется на седьмой год после своей гибели и вновь борется с Балу; Шапаш угрожает Муту наказанием Илу; борьба заканчивается победой Балу. Схватка между Балу и Муту постоянно возобновляется; гибель Балу приводит к увяданию и засухе, а его воскресение влечет за собой расцвет в природе. Балу борется и с богом морской стихии Йамму, который требует, чтобы Балу стал его рабом. Балу побеждает Йамму, используя в качестве оружия чудесные палицы, сделанные Кусар-и-Хусасом (в другом мифе победительницей Йамму выступает также Анат). Врагами Балу являются Латану (Левиафан): и другие хищные чудовища. Известен миф о создании для Балу дворца (символ власти и могущества): Анат с помощью Асират добивается разрешения Илу на постройку дворца, который строит на горе Цапану Кусар-и-Хусас, покрывая его золотом и серебром. При этом после долгих споров с Балу он делает во дворце окно (ср: через окно в дом проникает смерть, Иерем. 9, 21). Сказания о громовержце Балу известны и по хеттским источникам: согласно мифу, Асират (Ашерту) пытается соблазнить Балу, он, по указанию Илу (Элькунирши), выполняет её желания и унижает её, между ними начинается вражда. В Египте Балу отождествлялся с Сетом. В мифах, очевидно, палестинского происхождения, он снимает печать, наложенную Гором (Астаром?) на лоно Анат и Астарты; Ра отдаёт их ему в жены; рассказывалось о священном соитии Сета и Анат. По египетским источникам известен также палестинский миф о борьбе Сета и Йамму, посредницей в которой выступает Астарта; побеждает Сет. Вероятно, Баал-Хаддад (Алиййану — Балу) тождествен более позднему (1-е тыс. до н. э.) финикийскому Бабл-Аддиру [Аддир (dr), «могучий»]. Почитание Хаддада было широко распространено в Сирии с конца 2-го тыс. до н. э.; его супругой считалась Атаргатис. В эпоху эллинизма отождествлялся с Зевсом. См. также статьи Баал-Хаммон, Баалшамем.

И. Ш. Шифман

3 (60%) 1 vote
Sidebar