рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

БAАЛШАМЕМ

БAАЛШАМЕМ [(ханаанейско-аморейск. bclšmm), Баалшамин (арам. bclšmn), Баалсамин (араб.), букв. «хозяин небес»], в западносемитской мифологии бог — владыка неба. В ряде случаев, видимо, выступает как бог солнца. В финикийской теогонии Санхонйатона — Филона Уран, очевидно, соответствует Б., его сын — Эл (см. Илу), восстающий против отца и побеждающий его. Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Крон (Эл) принёс в жертву Урану (Б.) своего сына (см. Молох). Почитание Б. было широко распространено в Сирии с кон. 2-го тыс. до н. э.; в ханаанейско-арамейском пантеоне Б. стал верховным божеством. В эллинистическую эпоху Б. отождествлялся с Зевсом и Юпитером (его местными вариантами являлись Зевс Гелиополитанский и Юпитер Долихенский, культы которых приобрели в этот период большое значение, в т. ч. и за пределами Сирии). В Пальмире Б. — глава триады богов (помимо Б. в неё входили Малакбел и Аглибол), занимавших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой Бел — Йарихбол — Аглибол) первенствующее положение. Судя по элитетам Б. («великий и милосердный», «добрый и воздающий»), вокруг его культа в 1-3 вв. н. э. складывалось религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии. С культом Б., вероятно, генетически связан культ бога, именовавшегося «Тот чьё имя благословенно в вечности» (его имя было запретным); этот бог мог занимать место Б. (как и Бела) в триаде и широко почитался в Пальмире во 2-3 вв. Почитание Б, было засвидетельствовано в Эдессе ещё в 5 в. н. э. В древнеарабской мифологии Б. (Баалсамин) почитался в Набатее и у сафских арабов.

И. Ш. Шифман,
А. Г. Лундин

Оцените эту статью
Sidebar