рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Атли

Атли (др.-исл. Atli), Этцель (нем. Etzel), герой германо-скандинавского героического эпоса; исторический Аттила, гуннский король 434-453). Эпос концентрирует внимание на двух моментах: на разгроме гуннами во главе с Атли бургундского королевства на Рейне (437) и на смерти Атли, но эти действительные события до неузнаваемости переработаны эпическим сознанием. Образ Атли получил различную трактовку в северной (скандинавской) и континентальной (южногерманской) традициях. В исландских эддических песнях, в «Саге о Вёльсунгах», в норвежской «Саге о Тидреке» Атли — злой и жадный властитель, коварно заманивший в ловушку бургундского короля Гуннара (из рода Гьюкунгов) и его брата Хёгни, стремясь завладеть их золотым кладом (см. в ст. Нибелунги), и подвергший их мучительной казни; их сестра Гудрун (жена Атли) страшно мстит ему, и Атли погибает от её руки (сюжет мести Аттиле со стороны его жены — сестры бургундских королей вырос из исторических преданий о его смерти на ложе германской пленницы Ильдиго). По «Саге о Тидреке», Атли погибает иначе: смертельно раненный Хёгни успевает еще зачать сына, который вырастает при дворе Атли и заманивает его в горную пещеру, где спрятан клад; запертый там гуннский король умирает голодной смертью близ столь желанного им золота. По некоторым версиям, Атли губит бургундов, мстя за свою сестру Брюнхильд (явно поздний мотив, связанный с циклизацией поначалу различных эпических преданий). В некоторых легендах Атли приданы дьявольские черты (утверждали, что он был зачат от собаки, и т. п.). В континентальных вариантах германского эпоса (в германской героической песни «Вальтарий» переведённой на латинский язык, и в особенности в «Песни о нибелунгах») Этцель (Атли) предстаёт в виде могущественного и великодушного монарха, возглавляющего огромную державу, где нашли прибежище многие герои, но вместе с тем человека слабого и нерешительного, который пассивно наблюдает за развёртывающейся в его палатах катастрофой — гибелью бургундов и собственных дружинников, а также его сына и Кримхильды (Гудрун), его жены, мстящей братьям за убийство ее первого мужа Зигфрида (Сигурда).
Атли не связан с германским мифом, но в эддических «Песни об Атли» и «Речах Атли» расправа, которую гуннский король учиняет над Гуннаром и Хёгни, по-видимому, первоначально представляла собой ритуальное жертвоприношение: у Хёгни вырезают сердце, Гуннара бросают в яму со змеями, причем сам Атли торжественно сопровождает Гуннара к месту его казни; в момент, когда Атли отправляется в этот путь, Гудрун призывает на него проклятье, ибо он нарушил клятвы, данные в свое время Гуннару, в т ч. клятву на «кольце Улля». В песнях древние ритуалы, сопряженные с мифом, уже переосмыслены и не осознаются как таковые.

Лит.: Becker J., Die Atli-Lieder der Edda «Beitrдge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur», 1908, Bd 33; Boor H. d e, Das Attilabild in Geschichte, Legende und heroischer Dichtung Bern, 1932; Wais K., Frьhe Epik Westeuropas und die Vorgeschichte des Nibelungenliedes, Bd 1, Tьbingen, 1953, Гypeвич А. Я., «Эдда» и сага, M., 1979.

А. Я. Гуревич

Оцените эту статью
Sidebar