рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Атланта

Атланта (Atalantn), в греческой мифологии охотница, участница калидонской охоты (Apollod. I 8, 2-3) и похода аргонавтов (Diod. IV 41; Apoll. Rhod. I 769 след.). Видимо, образ Атланты возник из слияния двух первоначальных образов героинь: аркадской, славившейся меткой стрельбой из лука, и беотийской, знаменитой быстротой ног (отсюда: отец Атланты — аркадский герой Иас, мать — беотийская царевна Климена и варианты имени отца: Схеней, Менал и др). Отец Атланты, недовольный тем, что родилась дочь, а не сын, выбросил ребенка, и его вскормила медведица, а воспитали охотники. Атланта первая ранила калидонского вепря и получила за это от влюбленного в неё Мелеагра почётную награду: голову и шкуру зверя. Атланта отказывалась от замужества и застрелила из лука двух покушавшихся на её девственность кентавров (Apollod. III 9, 2). Всем сватавшимся к ней она устраивала испытание, предлагая состязаться в беге. Пропустив жениха вперёд, она в полном вооружении бросалась вдогонку, и тот, кого она настигала в пределах намеченного для состязания участка, должен был поплатиться жизнью. После того как многие добивавшиеся её руки погибли, Меланион (вариант: Гиппомен) сумел победить Атланту хитростью («здесь будет изображение»). Он выбрасывал на бегу золотые яблоки, подымая которые, Атланта проиграла состязание. Став женой Меланиона, Атланта родила ему Парфенопея [вариант: отцом Парфенопея были Мелеагр (Hyg. Fab. 70, 99) или Арес (Apollod. III 9, 2)]. Супружество Атланты было недолгим и окончилось трагически: Зевс наказал предававшихся любви в его храме супругов, превратив обоих во львов. Согласно представлениям древних, львицы сочетаются только с леопардами, поэтому постигшее Атланту наказание лишало ее возможности продолжать брачные отношения с мужем (Ovid. Met. X 560-704; Hyg. Fab. 185). Некоторые черты мифа об Атланте (вскармливание её молоком медведицы, девственность Атланты, успехи в охоте) сближают ее с богиней-девственницей Артемидой и позволяют считать её ипостасью этой богини охоты.

М. Н. Ботвинник

Сцены калидонской охоты нашли широкое отражение в античной пластике: рельефы храма Афины в Тегее и римские саркофаги, произведения вазописи («ваза Франсуа» — кратер работы Клития и Эрготима), помпейские фрески и др. С 16 в. разрабатывались два сюжета мифа: «Гиппомен побеждает Атланта в беге» (Г. Рени, Я. Йорданс, А. Хоубракен и др.) и «Мелеагр приносит Атланте голову вепря» (фрески на вилле Фарнезина, картины П. П. Рубенса, Я. Йорданса, Н. Пуссена, П. Лели и др.), последний сюжет был особенно распространён в эпоху барокко, т. к. позволял воплощать весьма популярные в тот период сцены охоты.
Европейская драматургия обращается к мифу об Атланте в 17 в. («Атланта» Лопе де Вега, «Атланта» Ю. Пальмотича). В числе немногих произведений: в 18 в. — «Атланта, или Побеждённая холодность» И. К. Готшеда; в 19 в. — «Атланта в Калидоне» А. Ч. Суинберна; в 20 в. — «Атланта» Э. Людвига. Миф послужил основой для либретто ряда опер 17-18 вв. (оперы «А.» А. Драги, Н. А. Штрунцка, А. Стеффани, Г. Ф. Генделя, И. А. Хассе и др.). См. также Мелеагр.

Оцените эту статью
Sidebar