рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Асклепий

Асклепий (Asklnpios), в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии, — Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева младенца Асклепия и принёс его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания (Apollod. III 10, 3; Рind. Pyth. III 8-53). A. пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка — сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил Асклепия перуном (Apollod. III 10, 3-4). Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи (Ноm. Il. IV 194; XI 518). Среди дочерей Асклепия — Гигиея и Панакея — женские коррелаты Асклепий Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения (Aristoph. Plut. 732-742). На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками Асклепия и назывались Асклепиадами. А, мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея не только атрибут Асклепия, но и сам Асклепий-змей) и представление о передаче божественных функций детям богов — героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами («здесь будет изображение»). В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом; его культ был введён в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезённая из Эпидавра змея, был основан храм бога («здесь будет изображение»).

Лит.: Herzog R., Die Wunderheilung von Epidauros, Lpz., 1931; Edelstein E. J., Edelstein L., Asclepius. A collection and interpretation of the testimonies, vol. 1-2, Balt., 1945; Kerйnyi K., Der gцttliche Arzt, 2 Aufl., Darmastadt, 1956.

A. A. Taxо-Гoди

Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века Асклепий встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя Асклепия работы Франческо ди Джорджо — редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.

Оцените эту статью
Sidebar