Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Главное меню
Главная
Разделы сайта
Ссылки
Контакты
По секрету всему свету
Главная
Артемида

Артемида

Артемида, (Artemis - этимология неясна, возможные варианты: "медвежья богиня", "владычица", "убийца"), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц ("здесь будет изображение"). Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. III 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемида и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. A.). Артемиды Таврической приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы A. (Eur. Iphig Т.). Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Рind. Ol. III 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью Артемида была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот (почитание Артемиды Лимнатис - "болотной"), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ Артемиды Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды многогрудой (polumsatos). Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. III 20-25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod, I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая Артемида - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой Артемида, согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. III 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. III 8, 2). Артемида убила страшного Буфага ("пожирателя быков"), пытавшегося посягнуть на нее (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). Артемида Эфесская ("здесь будет изображение") - покровительница амазонок (Callim. Hymn. III 237).
      Древнее представление об Артемиде связано с ее лунной природой, отсюда ее близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии Артемида - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. Артемида - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона (Callim. Hymn. III 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).
      В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем ("здесь будет изображение").

   Лит.: Herbillon J., Artйmis homйrique, Luttre, 1927; Bruns G., Die Jдgerin Artemis, Borna-Lpz., 1929; Рicard Сh., Die Ephesia von Anatolien, "Eranos Jahrbuch" 1938, Bd 6, S. 59-90; Hоenn A., Gestaltwandel einer Gцttin, Z., 1946.

А. А. Тахо-Годи

      Среди античных скульптур Артемида - римские копии "Артемида Бравронии" Праксителя ("Артемида из Габий"), статуи Леохара ("Артемида с ланью") и др. Изображения Артемиды встречаются на рельефах (на фризе Пергамского алтаря в сцене гигантомахии, на фризе Парфенона в Афинах и др.), в греческой вазописи ("здесь будет изображение") (сцены убийства Ниобид, наказания Актеона и др.).
      В европейском средневековом изобразительном искусстве Артемида (в соответствии с античной традицией) часто появляется с луком и стрелами в сопровождении нимф. В живописи 16-18 вв. популярен миф об Артемиде и Актеоне (см. в ст. Актеон), а также сцены "охота Дианы" (Корреджо, Тициан, Доменикино, Джулио Романо, П. Веронезе, П. П. Рубенс и др.), "отдых Дианы" (А. Ватто, К. Ванлоо и др.) и особенно "купание Дианы" (Гверчино, П. П. Рубенс, Рембрандт, Л. Джордано, А. Хоубракен, А. Ватто и др.). Среди произведений европейской пластики - "Диана-охотница" Ж. Гудона, "Диана" Ф. Щедрина.
      Среди литературных произведений - поэма Дж. Боккаччо "Охота Дианы" и др., драматургические произведения: "Диана" И. Гундулича и "Диана" Ж. Ротру, фрагмент пьесы Г. Гейне "Диана" и др.



 
« Пред.   След. »
Rambler's Top100
Используя материалы с сайта, пожалуйста указывайте ссылку: Мифы народов мира. Электронная энциклопедия.