рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Антихрист

Антихрист (греч. antixristos, «противохристос»), в христианской мифологии противник Иисуса Христа, который явится в конце времён и возглавит борьбу против Христа, но будет им побеждён. Уже ветхозаветная эсхатология связывала с приближением конечной победы Яхве особенно тяжёлые испытания и выступление ожесточённейшего из врагов (роль Гога в книге Иезекииля), в триумфе над которым сила Яхве обнаружится над всем миром. Для складывания образа «противника бога» важен был опыт эпохи Маккавеев, когда иудеи увидели в лице эллинистического царя Антиоха Эпифана (2 в. до н. э.) сознательного врага своей религии. В Новом завете Антихрист — это «человек греха», воплощающий в себе абсолютное отрицание заповедей бога (2 Фесс. 11, 3 и 7). «Кто же он такой? — спрашивает византийский толкователь этого места Нового завета Феофилакт Болгарский (11- нач. 12 вв.), — Не сатана ли? Нет, но некий человек, принявший всю его силу». Антихрист — посланник сатаны, действует по его наущению. Царство Антихриста — царство морального зла, где «люди будут себялюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, непослушны родителям, неблагодарны, нечестивы, немилостивы, неверны слову, клеветники, невоздержны, безжалостны, чужды любви к добру, предатели, наглы, напыщенны, любящие наслаждение больше бога» (2 Тим. 3, 2-4). Антихрист воплощает в себе абсолютное отрицание христианской веры, прихода во плоти Иисуса Христа (1 Ио. 4, 3; 2 Ио. 1, 7). Всякий отрицатель телесной реальности воплощения логоса условно назван в Новом завете «Антихрист» по своей мистической связи с эсхатологическим явлением Антихриста. Этот Антихрист — космический узурпатор и самозванец, носящий маску Христа, которого отрицает, он стремится занять место Христа, быть за него принятым. Роль Антихриста как «лжеца» реализуется и в его лицемерии, имитирующем добродетель Христа, и в его ложном чудотворстве, имитирующем чудеса Христа. Если дьявол, по средневековому выражению, — «обезьяна бога», то Антихристу — «обезьяна Христа», его фальшивый двойник. (Иконографическая традиция изображения Антихриста, давшая на рубеже 15 и 16 вв. фрески Л. Синьорелли в соборе итальянского города Орвието, максимально приближает его облик к облику Христа, в то же время наделял его горделивым, унылым и неуверенным выражением.) Евангельское наречение говорит, что Антихрист «придёт во имя своё» (Ио. 5, 43), его самоутверждение — последовательная негация самоотречения Христа: если Христос в «земной жизни» добровольно отказался от божественного сана, ему принадлежащего, то Антихрист хищнически присвоит этот сан, ему не принадлежащий, «в храме божием сядет он, как бог, выдавая себя за бога» (2 Фесс. 2, 4). Одни черты сближают его с предвосхищающими его образами лжепророков и чародеев (вроде Симона Волхва), другие с деспотами (вроде Навуходоносора или Антиоха Эпифана), Как и эти деспоты, Антихрист — кровавый гонитель всех «свидетелей» истины, утверждающий свою ложь насилием; он сделает, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Апок. 13, 15) — в Апокалипсисе, где фигура Антихриста дана особенно ярко, он наиболее отчетливо сохранил черты древней мифологии («зверь, выходящий из бездны» -11, 7). В числе его жертв — два «свидетеля» и могущественных чудотворца, которых традиция отождествила с ветхозаветными праведниками Енохом и Илиёй. Общий срок творимых Антихристом гонений — 42 месяца, т. е. три с половиной года (13, 5), что в зеркальном отражении отвечает продолжительности проповеди Христа. Погубит Антихриста очная встреча с явившимся (второе пришествие) Христом (2 Фесс. 2, 8) Новозаветный текст даёт «число зверя» -666 (Апок. 13, 18); обычно это понимается так, что ему должна равняться сумма числовых значений еврейских или греческих букв имени Антихриста. Уже первые века христианства дали ряд интерпретаций этого числа (напр., Eyantas, «цветущий», ходовое слово императорской пропаганды, Amnos adikos, «неправедный агнец», т е. лживая копия Христа-агнца, и т д.). Новейшие гипотезы чаще всего связывают число 666 с именами римских императоров Нерона, Домициана («здесь будет рисунок» ).
Средневековые толкователи (Августин Блаженный, Феодорит Кирский, Григорий Великий и др.), комбинируя новозаветные данные с теми или иными ветхозаветными пророчествами, выстраивали развернутый сюжет жизни Антихриста. Обычно предполагалось, что Антихрист будет иудеем из колена Данова. Наряду с этим существовало очень древнее и сохранившееся вплоть до 18 в. представление об Антихристе как об ожившем и чудесно возвращающемся Нероне. Местом рождения Антихриста считали Вавилонию, ибо Даново колено, по преданию, ушло именно туда; кроме того, Вавилон был популярным библейским символом мятежа против бога. По некоторым версиям, Антихрист должен родиться от блудницы, принимаемой за девственницу (пародия на девственное зачатие Христа), от монахини, нарушившей обет (как будущее воплощение отступничества), или от кровосмесительной связи. Распространив славу своих мнимых добродетелей и чудес, победив на войне трёх царей — египетского, ливийского и эфиопского (ср. Дан. 11, 42-43), он захватит мировое господство и сделает себя предметом поклонения то ли в оскверняемых христианских церквах, то ли в восстановленном для этой цели Иерусалимском храме. Почти все отступятся от веры; горсть оставшихся верными укроется на Масличной горе (место Гефсиманского сада — последнего приюта Христа). Когда наступит срок, гибель воинства Антихриста будет совершаться от третьего часа (около девяти часов утра) до вечера, и долина между Масличной горой и Иерусалимом наполнится кровью. По некоторым версиям, А, спасаясь от приближения Христа, поднимется на высокую гору и затем бросится вниз.

Лит.: Bousset W., Der Antichrist in der Ьberlieferung des Judentums, des Neuen Testaments und der alten Kirche, Gцtt., 1895; Rigaux B., Lantиchrist et lopposition au royaume messianique dans lAncien et le Nouveau testament, Gambloux, 1932; Schmid, J., Der Antichrist und die hemmende Macht, «Theologische Quartalschrift», 1949, Jg. 121; Giblih Сh. H., The threat to faith. An exegetical and theological re-examination of 2 Thessalonians 2, Rome, 1967.

С. С. Аверинцев

В средневековой литературе образ Антихриста появляется в связи с изображением эсхатологических картин конца мира и страшного суда. Напр., в немецком стихотворном произведении 9 в. «Муспилли» анонимный автор повествует о битве Илии е Антихрист. У французского автора 10 в. Адсо из Туля в прозаическом произведении «Об антихристе» главой христианского мира и главным противником Антихриста изображается французский король, в немецкой драме на латинском языке «Действо об антихристе» (12 в.) — германский император. К образу Антихриста часто обращались в публицистической литературе в условиях острой религиозно-политической борьбы. Напр., во время борьбы 12-13 вв. германских императоров с римскими папами сторонники императора называли Антихрист пап (Иннокентия III в особенности), сторонники пап — императора Фридриха II Штауфена (последний изображён в образе Антихриста и в романе немецкого писателя 1-й половины 20 в. П. Виглера «Антихрист»). В эпоху Реформации 16 в. Лютер и протестанты нарекают именем Антихриста папу как главу католической церкви. К подобной протестантской традиции примыкает латинская драма 16 в. Т. Наогеорга «Паммахий», герой которой (имя его обозначает «разрушитель всего») становится папой благодаря союзу с дьяволом. В русской публицистической литературе Антихристом называли патриарха Никона, Петра I, Наполеона. Среди произведений изобразительного искусства — гравюры кон. 15-16 вв. — к «Всемирной хронике» X. Шеделя, «Кораблю дураков» С. Бранта, гравюры Л. Кранаха Старшего («здесь будет рисунок» ) к «Страстям Христа и антихриста» Лютера, где в роли Антихриста выступает папа.

Оцените эту статью
Sidebar