рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Амрита

Амрита (amrta, «бессмертный»), в индийской мифологии божественный напиток бессмертия (ср. греч. Амброзия). Представление об Амрита непосредственно связано с ведийскими представлениями о соме: уже в «Ригведе» сок сомы рассматривался в качестве напитка богов, дарующего сверхъестественную силу или бессмертие. В эпической и пуранической литературе Амрита и сома были отчасти взаимозаменяемыми понятиями. Добыванию Амрита посвящён один из важнейших индуистских мифов — о пахтанье мирового океана богами и асурами. По этому мифу (см. в ст. Индуистская мифология), последним из океана появляется бог врачевания Дханвантари с чашей Амрита в руках. Чтобы отвлечь от Амрита асуров, Нараяна принял вид красивой девушки и увёл их за собой (ср. брахманическую легенду о похищении сомы, в которой гандхарвов отвлекает от сомы богиня Вач — Шат.-бр. III 2, 4, 1-4), а тем временем боги начали вкушать Амрита Вернувшиеся асуры вступили с богами в битву за Амрита, но были побеждены и бежали в глубь земли и на дно океана солёных вод. Боги поместили Амрита в специальный сосуд и доверили его хранение Наре. Миф о пахтанье океана по типу принадлежит к космогоническим мифам, в которых акт творения совершается посредством разделения первичных вод и последующей поляризации участников творения (здесь — богов и асуров) и его результатов (в большинстве версий индуистского мифа, наряду с Амрита и в противопоставление ей, из океана появляется яд калакута, способный уничтожить вселенную).
Весьма архаичен по своим истокам другой миф — о похищении Амрита Гарудой. Этот миф генетически связан с ведийским мифом о похищении сомы орлом Индры (РВ IV 26, 27); он восходит, видимо, к индоевропейскому мифу о похищении священного напитка (ср. скандинавскую легенду о получении Одином священного мёда у великанов) и вообще к повсеместно распространённому типу мифов о добывании «живой воды». Махабхарата» рассказывает, что Гаруда, желая освободить свою мать Винату из рабства у змей, должен был по их требованию принести от богов Амрита. Добывая Амрита, Гаруда победил в сражении богов, возглавлявшихся Индрой, пролетел сквозь спицы вращающегося колеса (символ солнца), преграждавшего путь к Амрита, убил двух стерегущих Амрита драконов. Однако затем Гаруда заключил союз с Индрой, пообещав, что поможет ему возвратить Амрита, как только передаст напиток змеям. И, когда змеи, перед тем как выпить Амрита, совершали по совету Гаруды ритуальное омовение, Индра похитил у них Амрита и отнёс обратно на небо (Мбх. I 23-30).

Лит.: Тhieme Р., Studien zur indogermanischen Wortkunde und Religionsgeschichte, Kap. 2 — Ambrosia, B., 1952; Bedekar V. M., The Legend of the Churning of the Ocean in the Epics and Puranas, «Purana», 1967, IX, 1, p. 7-61; Dumйzil G., Le Festin а dImmortalitй, P., 1924; Bruce Long J., Life out of Death. A Structural Analysis of the Myth of the Churning of the Ocean of Milk, в сб.: Hinduism. New essays in the history of religions, Leiden, 1976.

П. А. Гринцеp

Оцените эту статью
Sidebar