рубикатор: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Э Ю Я

Амитабха

Амитабха (санскр. amitabha, «неизмеримый свет»), в некоторых текстах Амитбюс (санскр. amitayus, «неизмеримая жизнь»), один из будд в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны («здесь будет изображение» ). Упоминания об Амитабха отсутствуют в литературе хинаяны. Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабха, является сутра «Сукхавативьюха». До достижения состояния будды Амитабха был бодхисатвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он принял решение создать особое поле будды (санскр. buddhaksetra), обладающее всеми совершенствами, где могли бы возрождаться все страдающие существа, уверовавшие в Амитабха После достижения состояния будды Амитабха создал это поле — рай сукхавати и стал им управлять. В «Амитаюрдхьяна-сутре» приводятся способы созерцания (в общей сложности шестнадцать), при помощи которых можно достичь сукхавати. Культ Амитабхавозник, по всей вероятности, в Индии в начале нашей эры, о чём свидетельствуют известия китайских путешественников и сочинения таких авторов, как Нагарджуна и Асанга. Особенно широкое распространение культ Амитабха получил в Японии, где Амитабха известен как Амида. В ваджраяне Амитабха — один из пяти т. н. дхьяни-будд (см. в ст. Будда), глава семьи лотоса. В мандале дхьяни-будд Амитабха находится на западе, он красного цвета, сидит на павлиньем троне в позе созерцания, держа чашу подаяния в руках. Его праджней (женским соответствием) считается Пандаравасини, и из неё эманирует бодхисатва Авалокитешвара. Земным соответствием Амитабха считают Шакьямуни. Ваджраянский Амитабха широко почитается в Тибете и в других странах распространения тибетского буддизма. Его земным проявлением считают панчен-ламу. Иконография Амитабха популярна у буддистов Центральной Азии и Южной Сибири (Тибет, Монголия, Бурятия).

Лит.: Encyclopaedia of Buddhism, v. l, fasc. 3, Ceylon, 1964, p. 434-72; Haas H., Amida Buddha unsere Zuflucht, Lpz., 1910; Suzuki D. T., Shin Buddhism, L., 1970.

Л. Э. Мялль

В поздней ваджраяне Амитабха и Амитаюс чётко различаются и имеют каждый свою иконографию. В Китае при династии Тан (618-907) повсеместно были распространены стенные росписи и иконы с изображением сукхавати в центре с Амитабха, окружённым сонмом святых, перед которыми возле лотосового пруда играют музыканты и пляшут танцоры. Композиции с сукхавати во множестве есть в пещерных храмах Дуньхуана (провинция Ганьсу). Молитвенные обращения к Амитабхе — «Амито-фо!» (кит. транскрипция санскр. имени) обычны среди масс китайских буддистов. В Корее Амитабха известен как Амитха.

Л. Н. Меньшиков

Оцените эту статью
Sidebar